иди и смотри

 

Год в вечности

 

В Третьяковской галерее на Крымском валу в залах новейшего искусства ХХ века открылась выставка московского графика Андрея Костина (1947-2000). Она приурочена к годовщине скоропостижной смерти художника.

 

Рисунки выпускника Полиграфического института Андрея Костина сразу же привлекли внимание. Вряд ли кто-нибудь из тех, кто когда-либо видел его воздушные иллюстрации к «Детству», «Отрочеству» и «Юности» Льва Толстого, сможет их забыть. Серии рисунков к сочинениям Гофмана, Цвейга, Гоголя или, например, к «Евгению Онегину», выполненные художником, были каждые на свой лад, отражающие художественный космос именно этого писателя.

Умение забыть о себе, всецело перевоплотившись в иллюстрируемого автора – редкий и драгоценный дар художника книги. Костин перевоплощался щедро и тем более легко, что его собственный внутренний мир был совсем другим – не прозрачным и уравновешенным в тонкой вязи света и тени, как на иллюстрациях, а болезненно и текуче сюрреальным. Его циклы «Кабинеты рисунка», «Кабинеты акварели», «Кабинеты живописи» вполне могут служить иллюстрациями классических учебников психиатрии. Это был другой Костин.

Третий появился в середине 90-х годов. Рухнула отечественная книжная иллюстрация, коллеги и товарищи Андрея Костина, оставшись без работы, пустились, дабы прокормить семью и себя, во все тяжкие провинциального российского концептуализма и того актуального искусства, которое вполне заслуживает прозвище «одноразового». Устроил акцию, созвал знакомых арт-критиков, раздав пресс-релиз с квазиученым описанием бреда, угостил красным вином в пластмассовых стаканчиках и гуляй до следующего раза с неприятным ощущением, что ты уже не художник.

Андрей Костин продемонстрировал уникальный для своего поколения опыт. Он стал художником издательского дома «Коммерсантъ». Его острые, странные, неожиданные, карикатурные полосные рисунки в журналах «Власть» и «Деньги» стали новым словом в оформлении «глянцевой» печатной продукции, до того сознательно избегавшей профессиональных исполнителей. Костин оставил офорт, перейдя на компьютерную технику, с интересом открывая ее возможности. Рисунки последних двух лет, представленные на выставке в Третьяковке, выдают уже какое-то совершенно новое качество искусства. Им вторят гротескные керамические произведения. Впереди был новый век. Увы, судьба не дала возможности художнику раскрыть в полной мере свои замыслы. Он неожиданно скончался от сердечного приступа в середине июня прошлого года, когда вместе с друзьями путешествовал на теплоходе по городам Волги.

Кроме экспозиции в залах Третьяковской галереи, выставка графики Андрея Костина откроется в годовщину его смерти 13 июня еще и в выставочном зале журнала «Наше наследие» (1-й Неопалимовский пер., дом 4).

Игорь ШЕВЕЛЕВ

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи