светская жизнь

ОБДЕРНУЛИСЬ, ПРОСТИ ГОСПОДИ

Пиковая дама подмигнула выставке в Историческом музее.

Мессерер Борис

Эта выставка вызвала и еще вызовет много шума. Шутка ли, в святом центре Москвы, на Красной площади – полный пасьянс игральных, гадальных, “образовательных”, пародийных, любых карт и колод. Исторический музей обладает солидным их собранием, - три сотни колод ХУП-ХХ веков из разных стран, которые, в основном, поступили из коллекций купцов П. Щукина и А. Бахрушина.

Этим богатством музей решил распорядиться и один из своих залов посвятить до начала апреля карточной игре и ее роли в среде дворянской молодежи. Открывшись наконец после долгого ремонта, ГИМ решил идти в ногу со временем и устроил пышный вернисаж. Какому-нибудь гипотетическому Льву Толстому, ядовитому старцу и заядлому картежнику, которого охрана музея долго бы не пускала внутрь, как его нынешнего собрата по перу Евгения Попова, открылась бы дикая картина. Ряженые тетки в кринолинах изображают дворянок. Лакеи разносят шампанское, сметаемое пестрой толпой непонятно откуда взявшихся при такой строгости выходцев случайных семейств. Упорно играет музыка, доказывая, что акустика здания рассчитана на дробление и поглощение звука, а не на его распространение. Наконец из группы мужчин, вяло изображающих игроков, выходит господин лет 60-ти. Это якобы Германн, поющий пресловутую арию, звуки которой рассыпаются не на три, а на три сотни карт и колод, которые, словно бабочки на булавках, уже выставлены в витражах в следующем зале.

Туда и бросается тысячная толпа после торжественной части, вкратце и в основных чертах подведшей итоги векового научного изучения персоналом музея карточной игры и аксессуаров. Протиснуться к экспонатам практически невозможно. Большую часть зала занимают муляжи в исторических костюмах, любезно предоставленных Большим театром из реквизита оперы “Пиковая дама”. На дамских муляжах художник выставки Борис Мессерер ради оживления интерьера устроил прически в виде карточных домиков. Такие же домики устроены на ломберных столах.

Сильно потеющий в давке писатель Евгений Попов, которого по недосмотру охраны все же пропустили внутрь, со свойственным ему цинизмом заявляет в частной беседе, что как христианин и патриот протестует против поганой экспозиции в святом для любого русского сердца историческом центре России да еще в период между святой неделей и Пасхой. Недаром Соборное уложение 1648 года осуждало карточные игры и требовало жестокого наказания картежников. Ибо игра в карты суть магическое действо, вызывающее изменение будущего в шулерских и прочих игроцких целях.

Ну если уж так хотят, со свойственной ему душевной широтой распорядился пресловутый Е. Попов, так могут устраивать подобные выставки где-нибудь в казино “Тропикана” или “Голден Палас”. Кстати, столь же терпим был и Петр 1, который сам не играл, но и другим не мешал. Лишь запретил проигрывать больше рубля медью.

Некоторым все-таки удалось, протиснувшись к стендам, разглядеть великое разнообразие рисунков на карточных колодах. Игру в Европу занесли арабы и цыгане. Европейцы изощрялись в сочинении картинок как могли, даже пародируя самих себя. В России еще двести лет назад производство карт монополизировало государство. Картинки проходили строгую цензуру, шуток до перестройки не дозволялось, отсюда и их однообразие хорошо известное всем с детства.

Пиковая дама со злорадством наблюдала смешение научной партийности ГИМ с пародийной попыткой устройства светского мероприятия на вернисаже. Дело усугублялось тем, что карточная игра – дело интимное, карты маленькие, и вообще “чумазые”, как сказано классиком, играть не могут. Кинорежиссер Вадим Абдрашитов поинтересовался, а где же “зековские” колоды? Ну вот только их еще не хватало!..

Игорь ШЕВЕЛЕВ

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи