Игорь Шевелев

 

Шестнадцатое письмо к другу.

На «Маршале Жукове» по реке Волге с Российским национальным оркестром и Спиваковым.  Первая остановка - Нижний Новгород.  Блеск и нищета лучших провинциальных объектов культуры.  Денис Мацуев выпросил у Сергея Кириенко новый концертный рояль для Нижнего.  Ужасы телесных наказаний в музее Добролюбова.

 

Здравствуй, я получил твое письмо, где ты спрашиваешь, как мне удается оказываться всегде в нужное время в нужном месте. Во-первых, не всегда, а, во-вторых, не знаю. Светское репортерство это, наверное, особый дар и особое удовольствие, схожее с охотничьим. Хорошо ли там, где ты оказался, плохо ли, но в обоих случаях получаешь удовольствие, что тут же об этом напишешь, а, стало быть, каким-то образом все это было не зря, а, в прямом смысле, написано тебе (и тобой) на роду.

Вот так, видно, написано нам было с Галей оказаться на борту теплохода «Георгий Жуков», на котором музыканты Российского национального оркестра (РНО) во главе с Владимиром Спиваковым совершают восьмидневное турне по шести крупным волжским городам.

Первым на пути был Нижний Новгород, куда добирались поездом с Курского вокзала. Из Москвы, как ты легко, хоть и виртуально, можешь догадаться, я уезжал в смог, дым и гарь, - без всякого сожаления. Когда в районе Орехова-Зуева видишь в ночи, как горит лес, делается не по себе. Даже через кондиционер фирменного поезда «Нижегородец» Москва – Горький то и дело ощущал эту гарь. Горит-то, оказывается, чуть ли не вся Россия.

Вот и Нижний встретил привокзальной дымкой. А потом и с кремлевского холма видны были отчетливые следы вроде бы уже потушенных, но снова занявшихся пожаров. Должна была быть пресс-конференция с губернатором Геннадием Ходыревым, под чьим патронажем проходил первый концерт РНО, но того в пожарном порядке вызвал в Москву президент. В пожарном, буквально. Якобы для того, чтобы тот поделился успешным опытом борьбы с огнем в своей области.

Так что пресс-конференцию проводил один Спиваков да Мацуев, который должен был солировать на рояле в первом отделении – вторым концертом Рахманинова, на которого большой мастер. Ну и, конечно, были директор РНО, спонсоры и директриса местной филармонии, признанной газетой «Культуры» лучшим провинциальным учреждением культуры за прошлый год. И то сказать, я посмотрел программу наступающего сезона, - Москва отдыхает. Рудин и Ашкенази, Крайнев и Стадлер, Наталья Гутман и Игнат Солженицын, Петровы Андрей и Николай, Виардо Владимир и Шостакович Максим, Элисо Вирсаладзе и Дора Шварцберг – перечислять устанешь. Филармония – в местном кремле, на берегу Волги. Тут же здание администрации губернатора Ходырева. И надо видеть эти облупленные стены концертного зала, грязь, пыль и серый паркет, не очень целые кресла и рифленые железом «для красоты» стены и потолок, начисто вырубающие всякую приличную акустику. И тут же новенькие административные мерседесы.

Забегая вперед, скажу, что из двух «Бехштейнов» Денис Мацуев выбрал не худший, но плохой, лет пять, по его словам, не имевший капитального ремонта. Играл совершенно великолепно, - и Рахманинова, и невероятной силы собственную импровизацию типа «Россини-джаз». После чего выбил из присутствовавшего на концерте Сергея Кириенко обещание купить для нижегородской филармонии новый концертный рояль. Если учесть, что оный стоит порядка полутора сотен тысяч долларов, то слово представителя президента в федеральном округе дорогого стоит.

А на пресс-конференции тот же Мацуев посоветовал всем провинциальным талантам изо всех сил бежать в Москву, чтобы прорваться в жизни, хоть это огромная нагрузка и моральная, и физическая, и материальная – для родителей талантливых детей, которые ради них должны все бросить и помогать ребенку. Уж он-то, прогуливавшийся с мамой по палубе «Маршала Жукова» знает в свои 27 лет, что говорит, хотя и приезжает в родной Иркутск каждый год и собирается в 2004 году организовать там большой музыкальный фестиваль.

А Спиваков, например, вспомнил, что именно в Горьком в 1979 году брал первые уроки симфонического дирижирования у Израиля Борисовича Гусмана (еще немного, и мог с опальным Сахаровым здесь встретиться). И потом, когда его «Виртуозам» не давали три года хода в Москве, именно сюда их пригласили для первых концертов. Даже решил по этому случаю играть во втором отделении Пятую симфонию Чайковского, которую именно с Гусманом здесь проходил здесь в своих горьковских университетах.

А, в общем, Нижний Новгород, как ты догадываешься, город контрастов. Здесь даже ко дню города, который будет в это воскресенье, вывешивают два флага – красный советский и российский триколор. С одной стороны видишь транспарант о «конкурсе эротического танца, а с другой – стеллу, посвященную Ленину и революционным нижегородцам с большими словами М. Горького: «Нет сил, которые могли бы затемнить факел, поднятый Лениным». Что да, то да – сил мало. Вывески «Салон Женева», «Дом Крестьянина – буфет, столовая, гостиница» и «Магазин Палермо. ЧП Миронов и Дедюхин» делу развала местной архитектуры приличных XYIII-XIX веков никак не мешают. Тот же нижегородский кремль, судя по запаху, превращен страждущими в общественный сортир. А магазин «Палермо, кстати говоря, типичная «крыша» – пять продавцов с охраной, ни одного покупателя, и на стеллажах явный секонд хенд по несусветной цене.

То, что мы страна контрастов, из-за чего глаз путешествующего по России ощущает себя голым, «подстриженным» и радующимся буквально всему, сказалось и на вечернем концерте РНО. Самый звездный абонемент в филармонию на четыре концерта стоит не больше сотни рублей. Текущие билеты от 50 до 30 рублей. Тем не менее, на Спивакова с Мацуевым засадили по пятьсот рублей за билет. Входной стоил сотню. Друзья директрисы говорили, что все было раскуплено за две недели до концерта. Враги, - что раздавали пригласительные, чтобы в зале был аншлаг. Истина же не просто посередина, а где-то наверху и сбоку. Был не просто аншлаг, а лом. На семерых журналистов из Москвы выделили двадцать билетов, но взявший те администратор оркестра, видимо, загнал их «налево», из-за чего нашего брата с трудом воткнули в самую последнюю минуту на что-то приставное и боковое.

Спиваков бисировал без конца. Концерт музыкантов такого класса в провинции это нечто уму непостижимое. Трогательное, печальное и духоподъемное одновременно. Вот уж где не надо бояться, что в зале зазвонит мобильный телефон. У интеллигентного человека такого не бывает по определению. Высокие же чиновники и воротилы отключили оные, поскольку в зале находилось прямое начальство в лице Сергея Кириенко, Ильи Клебанова, приехавшего на открывающийся в Нижнем Новгороде научно-промышленный форум «Россия единая», и прикнувшего к ним депутата Госдумы Вадима Булавинова, борющегося с зеком-предпринимателем Андреем Климентьевым за пост нижегородского мэра. Так втроем после очередного вальса из балета Хачатуряна «Маскарад» и вручили Спивакову огромные букеты роз разного цвета, - согласно политическому моменту и темпераменту. А уж после концерта на корабле поднимали тосты за музыкантов и спонсировавшую концерт в Нижнем финансовую группу «НИКойл».

Ведь чем хорошо плыть на корабле. Всё и все рядом. Кто на корме музицирует, кто под стеной Макарьевского женского монастыря в ножной мяч играет, кто в стенах того же монастыря, к которому пристали на следующее утро по дороге в Казань, грехи замаливает. Мацуев погулял в светло-бежевом костюме по палубе да и остался в Нижнем, чтобы лететь назавтра на концерт в Штаты, а тут, глядишь, появится и пианист Александр Гиндин, чтобы сменить его в качестве солиста. Спиваков каждое утро в одиночестве на скрипке играет, потом пару часов с оркестром репетирует, пока нужного звука не добьется, вечером концерт. И так, считай, все у него по 2004 год включительно расписано. 10-го сентября вечером последний концерт Волжского турне в Волгограде, отъезд на поезде в Москву. 12-го сентября у него день рождения. 13-го – он с оркестром уже в Киеве, где по приглашению Кучмы в оперном театре концерт, посвященный годовщине терактов в Нью-Йорке, - «Реквием» Моцарта с четырьмя солистами из США, Франции, Англии, Канады и украинским хором впридачу, и «Щелкунчик» во втором отделении – для оптимизма: мол, как пить дать, победим ваше крысиное войско. А там уже 17-18 открытие сезона РНО в Москве с солирующим Николаем Луганским, тут же в Париж, а оттуда в Геную на два концерта соло, оттуда в Германию на концерт, посвященный выходу своей пластинки, признанной там «пластинкой года», снова сольный концерт в Берлине, тут же в Париже запись всего скрипичного Брамса и снова с РНО два концерта – в Милане и в России. И так без конца. План концертов, репетиций, записей расписан, повторяю, до 2004 года. Поневоле он будет долго вспоминать минувший август, когда отказался от всех концертов, и две недели провел с семьей, с дочками. А знал ли он, что так бывает, когда пускался на дебют? Галя все хочет договориться со Владимиром Теодоровичем, пока плывем, на интервью для «Огонька». Если договорится, то обязательно спрошу специально для тебя.

А так все хорошо. Волга – красоты необыкновенной. Солнце светит, но не жарко. Корабль замечательный, каюта отдельная, включил ноутбук в розетку для бритья, приоткрыл окно и смотришь, как берега мимо проплывают. Чем не счастье? Так хоть вокруг всего света, а не только до Саратова доплыть можно, постукивая себе (тебе) по клавиатуре и прочим Клавам. Скажу конфиденциально, что лес на берегу уже кое-где желтеет, хотя пока еще в меру. Что будет через неделю, ума не приложу. По ночам вижу во сне «ужасы телесных наказаний» в музее Добролюбова, изученные в Нижнем Новгороде недалеко от бывшей улицы Свердлова, ныне Большая Покровская. Завтра в Казани постараюсь найти интернет и отправить тебе это письмо. Ну, а там уж жди следующих. Волга длинная река, куда на ней язык доведет, еще не знаю.

Твой Игорь Шевелев.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи