СОРОК ЛЕТ СНОСУ

 

В Музее А. С. Пушкина открылась выставка фотографий А. С. Потресова (1902-1972) под названием «Гибель Арбата».

 

Свой первый фотоаппарат Александр Потресов получил в 1913 году от отца, известного журналиста и театрального критика, писавшего под псевдонимом Сергей Яблоновский. И уже не расставался с ним всю жизнь. С 1950-х годов был известен своими фотографиями памятников русской архитектуры и старины Пскова, Суздали, Новгорода, Питера, Владимира. Печатал их в журналах «Огонек», «Пионер», «Вокруг света». Жил в районе Арбата, на Большой Молчановке. Потом этот дом снесли.

Ровно сорок лет назад, летом и осенью 1962 года начался снос исторической застройки Арбата под «небоскребный комплекс» будущего Калининского проспекта. В эти дни и месяцы Александр Потресов сделал сотни, тысячи фотоснимков, зафиксировавших процесс разрушения. Фотографировал, скорее всего, с отчаяния, поскольку напечатать весь этот «плач по уходящей натуре» в стране развернутого строительства коммунизма было немыслимо. Поэтому, наверное, большинство снимков так и осталось в негативах, напечатанных только сейчас, для открывшейся выставки.

Перед зрителем предстает поистине мифическая уже Москва. Собачья площадка, уничтоженный Кречетниковский переулок, легендарная аптека на углу Поварской и Мерзляковского. Оставшись в книгах Марины Цветаевой, Бориса Зайцева, Михаила Осоргина, Андрея Белого они проросли в сознании потомков каким-то баснословным Китежем, ушедшим под воду истории.

Александр Потресов засвидетельствовал уникальный момент. Серия фотографий сноса старого Дома архитекторов на Новинском бульваре фиксирует собравшуюся толпу зевак 1964 года, сам взрыв, от которого те же люди бросаются, сломя голову, в разные стороны, огромное облако пыли после взрыва…

По сути, выставка «гибель Арбата» - это развернутый фоторепортаж о важнейшей вехе в жизни Москвы. Именно с правительственного решения о сносе сердцевины арбатской застройки начался «черный передел» исторического центра Москвы, говорят ревнители старомосковского быта и уникального ощущения, которое давал этот город.

Возможно, дело сложней. И об этом тоже свидетельствует выставка фотографий «Гибель Арбата». Собачья площадка, ставшая мифом для всех, читавших прозу Цветаевой, на фотографиях современника поражает своим убожеством. Для тех, кто ходил там в школу и на свидания - это драгоценное воспоминание о навсегда ушедшей молодости. Поэты и беглецы от реальности с удовольствием бы углубились безвозвратно в это кружево арбатских переулков, разваливающихся особняков, вечной тишины. И Новый Арбат как-то не ложится на душу. Это чужой, другой город. Но Арбату Собачьей площадки не было жизни. Сходите на выставку, удостоверьтесь.

Тем более, что вполне вероятно она закроется на несколько дней ранее объявленного в середине ноября срока. Московское управление культуры попросило организаторов выставки «Гибель Арбата», среди которых галерея «Ковчег», Музей А. С. Пушкина и Музей-квартира Андрея Белого, освободить помещение для следующей экспозиции, которая по странному стечению обстоятельств будет называться «Гибель Хорватии». Поистине, время клонов, а вы о Собачьей площадке. Надо будет, Лужков с Ресиным все отстроят заново, еще пожалеете.

Игорь Шевелев

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи