Церетели как вид искусства

 

Выставок такого размаха, как открывшаяся в залах Академии художеств «персоналка» ее президента, столица, пожалуй, еще не видела. Перекрытая автомобилями съехавшихся на вернисаж Пречистенка, непроходимая толпа политико-художественной элиты внутри помещений - все это гарнир к бесчисленным произведениям самого Зураба Церетели, лишь отчасти вместившихся в 55 залов экспозиции. Живопись, барельефы, чеканка, рисунки, эмаль, мелкая пластика, монументально-декоративные панно и в довершение всего целый зал скульптуры с 15-метровым яблоком познания добра и зла в центре и с бронзовыми властителями дум от Иосифа Кобзона до Елены Батуриной и ее мужа по краям.

Зураб Константинович давно предупреждал, что если ему дать волю, то он загрузит работой на долгие годы все многочисленные заводы и комбинаты, ему же и принадлежащие. Нынешние ценители бронзы как металла могут ходить на выставку Церетели просто как на экскурсию. Бронзовый физик Алферов, альтист Башмет, патриарх Алексий и два Лужкова - один в виде дворника с метлой, другой в виде футболиста, бьющего по мячу, но с теннисной ракеткой в руке, - все это богато, чрезмерно, хлебосольно, прекрасно, обильно, чудесно, чудовищно. Ведь это все, подобно присутствующему здесь же уменьшенному Петру, - только эскизы и наброски к некоему утопическому городу искусств будущего, который так и будет называться - Зураб Константинович Церетели. А кто-то ведь еще доживет до такого.

Игорь Шевелев

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи