Объяснение с прошлым и будущим

Новая книга Александра Николаевича Яковлева «Горькая чаша» (Ярославль, 1994, 40 тыс. экз.) несомненно вызовет интерес читателей. Дело не только в том, что автор – ученый, академик – предлагает анализ самых болезненных явлений мировой и русской истории последних двух веков, нов  том, что сам он – участник многих переломных событий новейшей истории, человеке, от которого зависело их развитие. Столкновение точек зрения историка и практикующего политика и составляет внутренний драматизм книги, придает особое напряжение авторской мысли.

Нелегко определить жанр книги. В ней есть и философский анализ ключевых проблем социальной истории, и очерки известных событий, и воспоминания, граничащие с исповедью, и вкрапленные в текст документы, позволяющие адекватно восстановить картину недавних лет, которая уже заслонена и злобой дня, и новой мифологией, и желанием многих действующих лиц выглядеть иначе, чем было на самом деле.

Но было то, что было: вера в Сталина и коммунизм, томление над трудами классиков марксизма-ленинизма и вечный вопрос: почему реальная действительность так отличается от должной…

И тут ученого, анализирующего прошлое, и политика, опирающегося на этот анализ, дополняет человек, склонный к нравственной оценке происходящего. «Высшая форма информации – совесть в качестве мерила нравственности и оправдания самого существования человека», - пишет сегодняшний А. Н. Яковлев. По-видимому, это лежало и в основе его действий как политика, когда чисто нравственное убеждение, - «так дальше нельзя» - переросло в активное политическое действие.

Историк, однако, знает, как безжалостна история к субъективным помыслам творящих ее людей, как выворачивает наизнанку самые благие упования. Сама перестройка или реформация, как называет ее А. Н. Яковлев, не является ли она продолжением и развитием предыдущих российских реформаций, включая и самые сегодня непопулярные?

Автор предпринимает анализ самых больных проблем русской и европейской цивилизации, динамики идеологий, демократических перспектив – и не из одних только научных амбиций, но дабы ответить на простейшее: как жить? на что надеяться? как действовать? И подспудно возникает твердое убеждение, что в любых предполагаемых обстоятельствах надо следовать нравственному выбору. В конце концов, именно порядочность сокрушала любое историческое зло.

«Горькая чаша» - попытка научного самоанализа политика и человека. Книга жестокая по той энергии развенчивания всего, в чем автор так долго и безнадежно пытался сыскать смысл. Там, где философ констатирует полную неопределенность, человек активного политического действия не может не выбрать свой путь, совпадающий с нравственной доминантой. Преодолевая иллюзии, не поступаясь совестью, не впадая в уныние.

Не исключено, что кому-то книга Яковлева может показаться уже неактуальной. Автор пытается найти объяснение тому, что большинство пытается просто забыть, вытеснить из сознания, сделать небывшим. Не понимая, что необъясненное прошлое сулит лишь новые иллюзии. Кажется, это главное, чего пытается не допустить А. Н. Яковлев. Для самого себя, прежде всего. Ибо раскаяние, перемена ума есть обретение истины, а не замкнутый круг все новых и новых заблуждений.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений