На пути в Шамбалу

От Гиммлера к далай-ламе

 

персона

Игорь Шевелев

 

14 января в Австрии будет похоронен знаменитый писатель и альпинист Генрих Харрер (1912-2006). Всемирно известен он стал после того, как по его автобиографической книге «Семь лет в Тибете» режиссером Жан-Жаком Анно в 1997 году был снят фильм, в котором главную роль исполнил Брэд Питт.

 

Но Генрих Харрер достоин того, чтобы о нем вспоминали не только по поводу фильма или смерти в возрасте 93 лет. В 1938 году он первым в мире совершил восхождение на северную сторону горы Эйгер в швейцарских Альпах, о которой слагались зловещие легенды, и восхождение на которую было официально запрещено швейцарскими властями, чтобы избежать новых жертв. Вспомним, что это было время нацизма, и Генрих Харрер обрел славу истинного арийца. Последние полвека жизни он всячески пытался затушевать факт принадлежности к нацистской партии, называя это «ошибкой молодости». Именно это помешало еще при жизни героя открыть в Австрии посвященный ему музей-квартиру.

Напомним, что в книге «Семь лет в Тибете» рассказывается о том, как в 1939 году Харрер вместе с товарищами по партии отправился в экспедицию в Гималаи. Но началась война, их арестовали в Индии британцы, интернировали, а затем посадили в лагерь для военнопленных. Несколько лет он готовил побег, и после неудачной попытки бежал в 1944 году вместе с коллегами в Тибет. После невероятных скитаний и приключений он добирается до Лхасы, знакомится с юным далай-ламой, - у них, кстати, у обоих день рождения 6 июля, но у Г. Харрера на 23 года раньше. Харрер дружит с этим живым воплощением Будды, учит его английскому языку, географии, прочим европейским знаниям, сохраняет близкие отношения с ним до конца своей жизни. Он покидает Тибет, оккупированный войсками коммунистического Китая, в 1951 году и возвращается на родину.

Что было на самом деле, и что скрывает роман «Семь лет в Тибете» и написанная позже автобиография, мы вряд ли узнаем в точности. Но слухов ходит много, и для них есть определенная почва. Известно, что Харрер служил в СС спортивным инструктором. Даже на свадебной фотографии он снялся в эсесовской форме. (В фильме 1997 года жену главного героя играла Ингеборге Дапкунайте).

Считается, что тайная экспедиция в Тибет 1939 года была организована эсэсовцами по личному приказу Гиммлера с целью поиска мистической Шамбалы, где якобы расположена земная ось. Мол, попытка раскрутить ее в обратную сторону, выгодную для гитлеровской Германии, и было одним из тех самых тайных оружий, на которые надеялся в последние годы фюрер. А у Харрера и его товарищей вроде бы была и карта входа в Шамбалу, и чертеж оси мира. И вроде бы он даже нашел эту самую ось, только не понял, как та действует. А весь собранный им архив, включая киносъемку, отобрали при его возвращении в Австрию англичане и скрыли в тайном архиве без срока давности.

Примерно такую информацию года полтора назад распространило с эксклюзивной ссылкой на далай-ламу одно популярное российское издание. Сенсационную картину несколько подпортило то, что сам Генрих Харрер был объявлен в публикации давно умершим, и это подрывало доверие и к остальным приведенным фактам.

Когда Харреру исполнилось 90 лет, далай-лама лично поздравил его на всемирной встрече буддистов. Нет сомнений, что кончина Г. Харрера оживит разговоры не только о тайнах его личной жизни, но и об оккультных интересах Третьего Рейха, о «битве за Шамбалу», о мистике и поисках трансцендентных чудес.

Остается перечитать «Семь лет в Тибете» в поисках скрытой между строк правды. Например, об интересе Харрера и руководителя группы Питера Ауфшнайтера, бежавшего вместе с ним в Тибет из лагеря, - к священному озеру Манасаровар у величественной горы Гурла-Мандхата. Обследуя это озеро с ледяной водой, Харрер едва не завяз в трясине и не утонул.

Вообще поведение этих двух товарищей при пересечении Тибета в местах, где не ступала нога европейца, заставляет задуматься об их подлинных целях не меньше, чем местных жителей и властей, желавших как можно скорее выслать их обратно в Индию или в Непал. Романтическая цель в виде подъема нацистского флага на вершине Гималаев давно потеряла смысл, - им уже было известно об окончании войны. Что-то иное влекло их в Центральный Тибет. Для простой научной любознательности тех смертельных опасностей, которые они пережили, было чересчур много.

Наконец беглецы-путешественники-разведчики добрались до Лхасы. Вызнавали о ритуалах управления погодой, возвращались к благам цивилизации, поражались отсталости святой страны, преподавали, работали, вели дневники, делали съемку местности. По-прежнему, их особенно интересовали загадочные внутренние моря Тибета. Питер Ауфшнайтер мечтал провести год у озера Тамцо, изучая его внутренние течения и, кажется, после отъезда Харрера добился своей цели. Может, по их сведениям вход в Шамбалу был именно через озеро? Но в начале 50-х события повернули их интересы в сторону политики и этнографии, обернувшихся, в конце концов, мировой премьерой кинофильма.

Кино и туристические маршруты нового китайского Тибета замаскировали вход в Шамбалу, но, думается, что ненадолго, поскольку главный вход туда - через человека. Теперь Генрих Харрер знает это окончательно.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи