Набросок гениальности

Открылась выставка рисунков Василия Чекрыгина

 Чекрыгин Крик

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

В Государственном музее изобразительных искусств на Волхонке открылась выставка рисунков Василия Чекрыгина (1897-1922), художника, которого многие современники и потомки считали гениальным. Экспозицию составили произведения из частной коллекции Константина Григоришина и из собрания самого ГМИИ им. Пушкина.

 

Василий Чекрыгин более всего известен по художественной группе начала 20-х годов «Маковец», чьим идейным вдохновителем был «русский Леонардо» священник Павел Флоренский, а сам Василий Николаевич – едва ли не главной «звездой» и надеждой.

Молодой художник, вдохновленный идеями русского философа Николая Федорова о единении человечества на основе научного оживления всех людей, когда-либо живших на земле, воспринимал свое художественное творчество как глобальный космический процесс. Познакомившись в юности с Маяковским и Давидом Бурлюком, он оставил художественное училище в один день с ними, чтобы в предвоенном путешествии по европейским столицам впитать в себя классические основы мирового искусства, переработав их на свой уникальный лад. Его рисунки сравнивают с опытами Тинторетто, Эль Греко, Рембрандта. Они полны визионерской тайны возрождения умерших. «Не принимайте эти образы за тела… это только образы, духи», - говорил он.

Фронтовой опыт мировой войны, российской революции подвигли Василия Чекрыгина в духе времени на идеи космических преобразований. Он мечтает о монументальном творчестве, о росписи купола собора на кладбище, где по мысли его учителя Николая Федорова, и должна проходить братская работа по «воскрешению отцов». О росписи церкви в начале 20-х годов в советской России нечего было и думать. Тогда Чекрыгин, встретившись с Луначарским, настаивает на выделении ему специальной стены для монументальной фрески. Угрожая, что в противном случае повесится на фонарном столбе напротив кабинета наркома. Молодой человек, мечтающий о воскрешении человечества, так интенсивно думает и говорит о смерти, что трагическая гибель его под вагоном поезда на подмосковном перегоне между Пушкино и Мамонтовкой, отнюдь не выглядит случайностью.

От художника остается большое творческое наследие. Только его графика составляет около двух тысяч рисунков, ныне находящихся в музеях и в частных собраниях. Исполненные углем на бумаге, они кажутся созданными каким-то титаном европейского Возрождения. С другой стороны, это все – наброски к гигантскому труду, который непонятно, можно ли было свершить, но, в любом случае, свершить не удалось из-за преждевременной гибели.

Художник явно ощущал себя пришедшим в этот мир с особой миссией, приговаривая: «Я – не гений, но гениален». Его, как подлинного творца, вело то, что было выше его. Присутствовавший на вернисаже известный режиссер Вадим Абдрашитов заметил, что в лице Чекрыгина русскому искусству мог быть явлен мастер равный Гойе. В любом случае, он посоветует своим студентам с режиссерского факультета ВГИКа прийти на выставку, - очень уж будет им полезно впитать в себя эти покадровые композиции многомерного целого, хоть и неслучившегося. В сериях рисунков художника явственно ощущается невероятная внутренняя энергия, выплескивающая их наружу.

Для ГМИИ проводить выставку Василия Чекрыгина не внове. Первая тут состоялась еще в конце апреля 1922 года, - за месяц до гибели художника. Потом имя его находилось в забвении. И только в конце 1969 года директор музея Ирина Антонова на свой страх и риск проводит большую персональную выставку Чекрыгина. До этого были две небольших однодневных выставки в музее Маяковского, собранные усилиями Николая Харджиева.

И вот новое явление Василия Чекрыгина. Выставка составлена наполовину из работ, хранящихся в фонде ГМИИ, и наполовину из рисунков, входящих в крупнейшее частное собрание Константина Григоришина. Достаточно сказать, что одних только произведений Чекрыгина у него более двухсот, причем, не только рисунков, но и живописных работ, достаточно нечастых. Все это куплено разом у потомков художника. О прочей художественной коллекции Григоришина, - уроженца Запорожья с российским паспортом, представляющего ныне в России швейцарскую компанию, энергетического короля Украины, потерявшего там несколько лет назад часть состояния и ставшего активным участником оранжевой революции, - можно судить по выпущенному два года назад роскошному альбому «100 произведений из коллекции К. И. Григоришина». Что-то из нее сейчас едет на выставку в Нью-Йорк, Модильяни – в Эрмитаж, в общем, кто куда. Сейчас в Киеве вышел второй том, посвященный специально Чекрыгину, а одновременно с этим в московском издательстве «Русский авангард» с помощью того же коллекционера - книга «Василий Николаевич Чекрыгин», написанная Еленой Муриной и Василием Ракитиным. В последнюю вошли репродукции рисунков и живописных работ художника, письма, статьи, дневники, философские эссе, представляющие Чекрыгина как незаурядного мыслителя-космиста. Всем гостям, пришедшим на открытие выставки и презентацию, были щедро вручены пакеты с этими альбомами.

Выставка рисунков Чекрыгина в ГМИИ продлится до 26 марта.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи