Игорь Шевелев

 Тартаковский и Дружинин

Ввяжемся в фестиваль, а там посмотрим

 

9 февраля в ГКЦЗ «Россия» состоится открытие I национального фестиваля музыкальных спектаклей «Музыкальное сердце России». Между тем, «московская афиша» фестиваля начала показы уже со 2 февраля.

 

Перечислять спектакли можно долго. От «Ромео и Джульетты» в театре оперетты и «Юноны и Авось» в Ленкоме до «Иисус Христос – суперзвезда» в театре им. Моссовета (14 февраля) и «Безразмерного Ким-танго» в театре «Эрмитаж». Но есть еще программа в театре Эстрады, где пройдут мюзиклы и музыкальные спектакли, которые московская публика больше не будет иметь возможности посмотреть. Это и сошедшие мюзиклы «Чикаго» (11 февраля) и «Иствикские ведьмы» (12 февраля), и питерские «Ночь перед Рождеством» (13 февраля) и «Шоу для Элизы» (14 февраля), и «музыкально-пластический спектакль «С. В.» минского театра им. Янки Купалы (15 февраля), и концертная версия мюзикла «We Will Rock You» (16 февраля).

Всю афишу пересказать нельзя. Собрано все то, что можно назвать музыкальным спектаклем, - будь то мюзиклы, рок-оперы или музыкальные драмы и комедии. Сам фестиваль, благо, что первый, пройдет в «демонстрационном» режиме. Нет ни жюри, ни премий, соответственно, и лауреатов не будет. Все это возникнет только после окончания фестиваля, когда начнется подготовка к следующему, который ожидается в феврале 2007 года.

Цель подобного рода акции, - что не скрывают сами ее организаторы, - привлечь внимание к самому многообразному жанру музыкального спектакля, который переживает то ли очевидный кризис, то ли невидимый миру расцвет. А также соединить многочисленные актерские и авторские таланты из российских регионов с возможными инвесторами. Ну, и с публикой, конечно.

То есть поступить так, как и советовал Наполеон, - ввязаться в бой, а там, что выйдет, то выйдет.

Впрочем, лучше обо всем расскажут те, кто этот фестиваль организуют и в нем участвуют.

 

Прямая речь

Алексей Рыбников, композитор, президент фестиваля

- Мне задают сейчас вопросы: «Вы что, хотите оживить умирающий мюзикл?» Или: «Зачем он, этот западный мюзикл на нашей сцене?» Как будто не было огромного числа зрителей, посетивших потрясающе яркие современные музыкальные спектакли. Наш фестиваль – веха, с которой можно оглянуться назад и двинуться дальше. Да, инвесторы, вкладывавшие деньги в эти спектакли, не всегда были довольны. Это дело хлопотное в прокате, не всегда окупающееся.

- А какой был принцип отбора?

- Отбор будет на следующий год, когда заработает экспертная комиссия, когда будет жюри. Сейчас мы собрали то, что смогли собрать, исходя из технических сроков. Не будет и наград по номинациям. Сегодня мы просто должны все встретиться, - продюсеры, режиссеры, композиторы, актеры. Оценить то, что сделано, и двинуться дальше.

- Вы, как автор «Звезды и Смерти Хоакина Мурьеты» и «Юноны и Авось», смотрите вперед без боязни?

- Со времени первой прошло 30 лет, второй – 25 лет. Конечно, это не было никогда мюзиклом, это наш, российский вид музыкального спектакля, родившийся в 70-е годы, - спектакль для поющих драматических актеров. И критики во всем мире отмечали, что это не копирование западных образцов, а особый вид спектакля. Тогда я был уверен, что появится тут же много других спектаклей. К сожалению, именно в этом жанре не появилось ничего. Вообще же на фестивале будут представлены и рок-оперы, и классические мюзиклы, и оперетты, и пластические музыкальные спектакли, и рок-шоу, то есть все виды современных музыкальных спектаклей. Особенно я хочу всех пригласить на гала-концерт 9 февраля в ГЦКЗ «Россия», который обещает быть просто грандиозным.

- Как вы оцените появление Дмитрия Певцова в «Юноне и Авось» в Ленкоме вместо Николая Караченцова?

- По слухам, спектакль идет хорошо, и Дмитрий Певцов справляется с ролью. Просто я еще не был на спектакле и не видел, как он это делает. В ближайшее время пойду, и смогу тогда ответить на ваш вопрос.

- Что с долгожданным «Приключением Буратино»?

- Его сейчас репетирует Тереза Дурова на сцене своего театра клоунады с нашей труппой. Надеюсь, что спектакль появится в середине марта. К фестивалю не успели закончить.

- Есть ли новые идеи в этом жанре?

- Да, но они возникли буквально после Нового года. Пришли продюсеры и предложили некие идеи, о которых пока рано говорить. Кроме нового, хочется и возобновить «Звезду и Смерть Хоакина Мурьеты», и «Литургию оглашенных» жалко, у которой нет постоянной крыши над головой, а на разных площадках она идти не может. В общем, готов и возобновлять старые спектакли, и делать новые.

 

Владимир Тартаковский, директор театра Московская оперетта, продюсер мюзиклов

- Этот фестиваль, наверное, единственная возможность привлечь внимание к развитию жанра. При возникновении «Золотой маски» пять лет оперетта, опера и мюзикл были в одной номинации, что было нонсенсом. Конечно, опера всегда выигрывала. Потом ее выделили в отдельную номинацию, но оперетта и мюзикл остались совмещены. Сравнивать репертуарные спектакли с такими проектами, как «Метро» «Нотр-Дам» и «Ромео и Джульетта», крайне сложно. Плюс нет критиков, которые профессионально писали бы о мюзиклах. Я думаю, что период демонстрации лучших западных образцов на нашей почве закончен, и будущее за мюзиклами, которые напишут наши композиторы, а поставят наши режиссеры. Все, начиная с техники и заканчивая людьми, для этого есть. После премьер западные постановщики говорили, что и получилось у нас лучше, и артисты талантливей, чем на Западе. Достаточно сказать, что из восьми ролей в «Notre Dam de Paris» пятеро наших были лучшими из всех, что поставлены по всему миру. Если добавить к ним талантливых авторов и режиссеров, то можно получить очень хороший результат.

 

Андрей Максимов, актер, режиссер, сценарист, теле и радиоведущий

- Я буквально несколько дней назад узнал, что наш спектакль «Кабаре за стеклом», премьера которого состоится 14 февраля в Театре киноактера, вошел в программу фестиваля. Что очень почетно. Залогом успеха фестиваля служит то, что его президентом стал Алексей Рыбников, композитор, который и, помимо рок-опер, пишет потрясающую музыку. Это, на мой взгляд, гарантирует абсолютное качество дела, за которое он взялся. Хочу два слова сказать о нашем спектакле, о котором в интернете написано все прямо наоборот. Для антрепризы продюсером Асей Кореневой была придумана история про телевизионное реалити-шоу. Тот спектакль сделали на основе пьесы Ануя «Оркестр». Спектакль в силу ряда обстоятельств не получился. Мне предложили написать пьесу с заранее определенными героями, актерами, танцами, декорациями и балетмейстером. Я написал пьесу, которая не имеет к Аную никакого отношения, кроме имен. Действие происходит в Париже. Французский продюсер собирает танцовщиц и танцовщиков для подготовки шоу, посвященного Бобу Фоссу. Никто не говорит этим людям, что их снимают телекамерами для реалити-шоу и показывают на всю страну. Так они становятся известными на всю страну, о том не подозревая. Там очень много танцев. И я определяю жанр как музыкальный спектакль, которым мы хотим отдать дань Бобу Фоссу. Надеюсь, что фестиваль вызовет интерес у людей, которые поймут, что это серьезный жанр, которым стоит заниматься.

 

Егор Дружинин, хореограф, постановщик мюзиклов и телевизионных шоу

- Идея подобного фестиваля носилась в воздухе, но казалась мне преждевременной, потому что в России есть история замечательных музыкальных спектаклей в репертуарных театрах, но нет истории мюзиклов, которые играются совсем с иной интенсивностью, каждый день, в самостоятельном прокате. Потом я понял, что, возможно, большое количество спектаклей по стране прячется от нас, потому что у них нет специального бюджета для рекламы. И тогда подобный фестиваль является стимулом найти эти спектакли, а также подвигнуть постановщиков, артистов, режиссеров и инвесторов на создание новых. Задача же экспертной комиссии, которую я возглавляю, заключается в том, чтобы дать объективную картину с точки зрения профессионала, - изнутри процесса создания подобных спектаклей. Чтобы потом жюри смогло выделить лучшие спектакли в предложенном жанре. Надеюсь, что нынешняя инициатива группки энтузиастов постепенно заслужит внимание широкого зрителя.

 

Дмитрий Калантаров, продюсер I национального фестиваля «Музыкальное сердце России»

- Следующий фестиваль, который планируется в феврале 2007 года, пройдет на конкурсной основе и закончится вручением премий по 18 номинациям. Это и артисты, и режиссеры, и драматурги, и спецэффекты, и продюсеры, и т. д. Работа пойдет сразу по окончании этого фестиваля. Что же касается его, то, благодаря поддержке партнеров, мы сделали так, что спектакли, где бы они ни шли, являются общедоступными. Минимальная стоимость билета 200 рублей, что для зрителя немаловажно.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи