С кошельком по искусству.

Определен список самых дорогих русских художников 2005 года

 

Тенденции

Игорь Шевелев

 

В России оживился интерес к изобразительному искусству. У нормальных интеллигентных людей он не ослабевал никогда. Но их интерес - платонический. Нынче оживился интерес к искусству со стороны имущих деньги и власть. И сразу ситуация стала динамичной и интересной не только для замшелых эстетов и искусствоведов. Резкий прилив денег сродни резкому приливу крови в организме. Может привести как к повышению общего тонуса, так и к инсульту. Рассмотрим ситуацию.

 

Начнем с оценки самого рынка отечественного искусства. Оценить его не просто из-за общей специфики «русского экономического пути» - в частном его приложении к арт-рынку. Грубо говоря, продажа картин на территории России происходит не прозрачно. Год назад лондонские эксперты попытались систематизировать список русских художников «от авангарда до наших дней», выставив цену на работы каждого. Как и предполагалось, пытливых иностранцев, пожелавших стать экспертами на предмет консультаций западных коллекционеров о покупке работ того или иного художника и почем именно, - ждала неудача.

Художники, реально продающие не задешево свои картины, не стремились обнародовать какие-либо цифры. То же касалось и галерей, которые не засвечивают реальных доходов. В итоге получился сумбур вместо ценника. Каких-нибудь Церетели с Глазуновым можно по этому каталогу вообще брать даром, поскольку они картин не продают, а «дарят». Художники-эмигранты выставили свои топ-сэйлы. Малевич пошел по $15,5 млн. Из многочисленных цифр, приведших читателей в состояние шока и хохота, реальные цены шли с западных же аукционов, из которых самые авторитетные это, конечно Сотбис и Кристис.

 

Эти аукционы и зафиксировали в прошлом, 2005 году, резкий скачок цен на отечественных художников начала ХХ века. Возглавляет топ-десятку Илья Машков по совершенно невероятной для этого художника цене в $3673920. Достаточно сказать, что в том же справочнике цен начала 2005 года его натюрморт с парижской продажи мая 2004 года предлагался ровно в 20 раз дешевле! Примерно такая же геометрическая прогрессия возникла и в случае других топ-художников. Так, замыкающий десятку Петр Кончаловский возрос в цене в 4-5 раз. В 20 раз «вырос» Роберт Фальк. Небольшая работа Константина Сомова ушла за деньги, позволяющие рассчитать стоимость одного квадратного сантиметра холста в $2000. Это много.

 

У загадочного явления есть несколько причин. Прежде всего, это продолжающийся рост цен на нефть, в связи с чем богатые люди, сидящие на трубе, именно в такой геометрической прогрессии и богатеют. А вкладывать деньги в искусство стало престижным, а не только гипотетически выгодным занятием. Начал кто-то один, как, скажем, банкир Петр Авен, собравший исключительную коллекцию художников «Бубнового валета», или российско-украинский магнат Константин Григоришин, скупивший все подряд, - от Амедео Модильяни, отданного сейчас на выставку в Эрмитаже, до Василия Чекрыгина, выставляемого в ГМИИ им. Пушкина. Пришелся кстати и опыт Виктора Вексельберга, наделавший шума с покупкой яиц Фаберже. По некоторым слухам, половина произведений из топ-десятки приобретена именно им. За первыми бросились остальные, боясь опоздать за новой модой.

Изменилась и структура интересов внутри изобразительного искусства. Мода на Шишкина с Айвазовским отходит, кажется, в прошлое, как некогда красные пиджаки и золотые цепи. Рынок на классические произведения русской живописи XIX века пошатнулся, если не рухнул, после известного антикварного скандала в конце прошлого года. Подлинные его причины покрыты мраком. Можно предположить, что некий «новый коллекционер» скупал картины Александра Киселева, пейзажиста и передвижника второго ряда. Войдя в финансовый конфликт с галеристами, снабжавшими его «Киселевым», он вдруг решил проверить его подлинность, несмотря на имеющиеся авторитетные заключения экспертов. За проверку никто не брался, поскольку было ясно, чем грозят подобные сомнения для всего динамично развивающегося антикварного рынка. Тогда он подарил одного из «Киселевых» высшему лицу государства, заодно проплатив сомнение в подлинности подаренной картины, озвученное вхожей в этот дом дамой-сенатором. Червяк был проглочен, дело завертелось, картина оказалась «фальшаком», антикваров арестовали, рынок русского искусства XIX века, на котором, по некоторым смелым предположениям, вертится 90% подделок, рухнул.

 

Теперь собиратели, как видно по десятке самых дорогих русских художников на мировых аукционах 2005 года, переключились на XX век, плавно двигаясь от его начала к середине. Подлинные работы Константина Коровина, Бориса Григорьева, Константина Сомова, Бориса Кустодиева на рынке пока еще есть, но вот новые цены на них ничему не соответствуют. Ситуация развивается по одному и тому же сценарию. С ростом цен и спроса растет фальшивое предложение, через несколько лет вместе с «фальшаками» обрушиваются цены и на подлинники. Русские люди ко всему относятся слишком доверчиво, - будь то идея коммунизма или деньги, забывая, что последние это такая игра в фантики, смысл которой придаем мы сами. И исчезает этот смысл вместе с нашей зря потраченной на нее жизнью, а то и раньше.

 

Мне рассказывал известный французский коллекционер Ренэ Герра, - обладатель невероятного по богатству собрания входящих в моду художников первой половины XX века, эмигрантов первой волны, которых последние 30 лет скупал за бесценок, - о последних парижских торгах по Мстиславу Добужинскому. После смерти сына художника в 2000 году продавалась вся мастерская этого известного мирискусника и эмигранта. С понятной гарантией подлинности и качества. Сын Добужинского, проживший всю жизнь в достойной бедности, не подозревал, что сидит на миллионах. Уже первые торги, предварительно оцененные в 300 тысяч евро, дали сумму в 4 миллиона. Все вместе стоило в два с половиной раза дороже. Интересно, что русские олигархи поскупились скупить до начала торгов все на корню – за полмиллиона евро. «Покупали только русские, - рассказывал Р. Герра. - В зале стоял мат-перемат. Покупали люди из России, покупали перекупщики по наводке, покупали россияне, живущие в Европе и Америке. Покупало человек пятнадцать, плюс еще пять по телефону».

 

Итог. Цена на русских художников на мировом арт-рынке может быть какой угодно большой. Сопоставимой с ценами на Рембрандта, Ваг Гога, Гойю и Леонардо. Другое дело, что никому, кроме русских богачей, не придет в голову платить за них такие деньги. Нефтяная пена осядет, и мы останемся у родного корыта. Оценив очередной опыт черной магии с последующим его разоблачением. И каждому из нас будет ровно та цена, которая есть на самом деле.

 

1. Илья Машков (Сотбис) $ 3 673 920

2. Борис Кустодиев (Кристис) $ 2 903 360

3. Константин Сомов (Кристис) $ 2 229 120

4. Исаак Левитан (Кристис) $ 2 132 800

5. Владимир Маковский (Сотбис) $ 2 088 000

6. Константин Коровин (Сотбис) $ 1 910 650

7. Роберт Фальк (Кристис) $ 1 747 520

8. Иван Айвазовский (Сотбис) $ 1 703 840

9. Борис Григориев (Сотбис) $ 1 584 000

10. Петр Кончаловский (Сотбис) $ 1 457 280

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи