Графический дизайн forever

Персональная выставка Бориса Трофимова

 Борис Трофимов принимает поздравления

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

Случайный человек, уже только подойдя к Аптекарскому приказу Музея архитектуры на Воздвиженке, мог быть поражен количеством и качеством собравшегося там народа. Такого даже на биеннале близко не было.

 

Огромный зал старинного строения был забит до отказа. И какими людьми! Писатели Анатолий Найман и Людмила Улицкая, кинорежиссер Вадим Абдрашитов, книжный дизайнер Аркадий Троянкер, фотограф Клавихо-Телепнев - студенты, профессора, коллеги и друзья знаменитого художника книги Бориса Трофимова пришли на открытие его персональной выставки. Ее название, как и название вышедшего к выставке альбома - «When Im Sixty-Five», это парафраза любимой Борисом Трофимовым, одногодком Пола Маккартни, знаменитой песни последнего «Когда мне будет 64». Когда-то давно этот возраст казался запредельным. Сегодня, несмотря на поредевшую шевелюру, внуков, множество регалий, достижений, учеников, выставка Трофимова производит впечатление изысканной провокации, мастерского совершенства, бесконечно живого артистизма.

Борис Трофимов, действительно, выдающийся дизайнер. Его книги, афиши, шрифтовые композиции всегда привлекают внимание своей свободой и неожиданностью, какой-то гротескной завершенностью и выпадением из любого ряда. Вот уж поистине – веселая наука творческой игры.

Чтобы сразу вспомнили его работы, назову только созданный им фирменный стиль прекрасного издательства «Книга» на рубеже 1980-90-х годов, когда краткий глоток интеллигентной свободы еще не был удушен делящими собственность мародерами. Ну, а невероятная книга «Судьба Онегина», изданная в 2001 году при поддержке Фонда Сороса. Там Онегин в уходящей перспективе 10-й главы пережил не только 1825-й и 1837-й годы, но и первую мировую, и 1917-й, служил в красной и в белой армиях, застал первые партийные чистки. Надо видеть эти картинки, этот дизайн российской смены декораций в жизни человека, знающего, что такое – самостояние. А дизайн роскошного «Века русского книжного искусства», сделанного «Вагриусом» на экспорт для Парижской книжной ярмарки 2005 года! А пиктограммы к Московской Олимпиаде 1980 года, одним из авторов которых был Борис Трофимов. Легко присоединить к этому ряду оформление серии книг Анатолия Наймана, том сочинений Юлия Даниэля, «Очерки по истории вселенской православной церкви», книги Евфросинии Керсновской, Риммы Казаковой, Александра Гениса, новаторский дизайн православных изданий…

Каллиграфические композиции Бориса Трофимова на темы любимых писателей это особый, завершенный вид графики, естественно выросший из всего его творчества. Вообще, ощущение, что художник творит, что хочет, - словно играя и естественно дыша, - это следствие отточенного мастерства. Поэтому, что бы он ни делал, это поражает неожиданностью и точностью решений. Его называют – аристократом дизайна. Работы Трофимова последних лет становятся все более многослойными, полифоничными, органично вбирая в себя весь лексикон мировой культуры. При этом странный парадокс, они все более легки, радостны и непринужденны. Что называется, сделаны на одном дыхании.

Основатель «Футура Клуба», один из учредителей и президент Академии графического дизайна, руководитель мастерской в Высшей академической школе графического дизайна, Борис Трофимов легко сеет разумное, доброе, вечное – именно потому, что обладает им. Зажегши свечу, не ставят ее под спудом. И то, как легко и играючи, художник перешел из советских рукодельных книжных времен во времена компьютерные – тоже характерно для Бориса Трофимова. Здесь дело в самом строе личности, не приемлющей любую вторичность, лицемерие и фарисейство в желании угодить не сути и свету, а тому, что не тонет, всплывая при любом российском раскладе. Гармония золотого сечения, достигаемая художником, это его внутреннее состояние. Поэтому и жить ему легко, хотя практически невозможно.

Но посмотришь внимательно, Борис Трофимов в каком-то особом мире, не том, что мы, полном талантливых людей, таких как его учитель Михаил Шварцман, товарищи его Сергей Бархин, Аркадий Троянкер, Леонид Тишков, множество других, - все они красавцы, все они таланты, все они поэты. Это нам кажется, что все слабее звуки прежних клавесинов, голоса былые, а, судя по многочисленным ученикам Бориса Владимировича, так не скажешь. Расцвет книжного дизайна налицо. Незаменимых нет, только когда нет вообще ничего.

Выставка Бориса Трофимова, проходящая в Музее архитектуры в рамках Московской биеннале графического дизайна «Золотая пчела 7», открыта до 20 марта 2006 года.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи