Слово о Эль

Выставка-книга в галерее «Новый Эрмитаж»

 Автор книги о Лисицком Кацнедикас и внук Сергей Лисицкий на фоне выставки

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

В галерее «Новый Эрмитаж» открылась выставка, посвященная знаменитому художнику Эль Лисицкому (1890-1941). Точнее, посвященная изданной о нем книге «Эль Лисицкий. Фильм жизни».

 

Книга, действительно, выдающаяся. Мало того, что это первая монография на русском языке, посвященная выдающемуся художнику ХХ века. Она еще издана вполне в духе авангардной культуры. Монография состоит из семи книг, из которых пять посвящены разным этапам жизни и творчества художника, шестая содержит 80 аналитических таблиц, исследующих все грани его трудов, а седьмая представляет Лисицкого-теоретика, перепечатав основные его статьи и доклады о развитии современного искусства. И все вместе вложено в специальный футляр, изготовленный вручную для каждого из 970 напечатанных и пронумерованных экземпляров, поскольку ни одна фабрика не бралась сделать эту специальную конструкцию, принимающую в пространстве различные формы.

Сама же выставка, представляющая увеличенные репродукции страниц этого издания с рисунками, фотографиями, чертежами Эль Лисицкого, устроена в духе разработанных им принципов выставочного дизайна. То есть зритель попадает внутрь созданного им художественного мира. Тем более что на экране непрерывно демонстрируется компьютерный фильм о возможной в будущем идеальной пространственной экспозиции всех геометрических и оптических придумок мастера.

На открытии выставки академик архитектуры Селим Хан-Магомедов отметил, что русский авангард первой трети ХХ века явился первым и единственным за тысячу лет течением в отечественной культуре, оказавшим влияние на культуру мировую. Именно он сформировал мировой стиль ХХ века. А Эль Лисицкий входит в первую десятку этих творцов, чем и объясняется невероятный интерес на Западе к его жизни и творчеству. Тем более что он по условиям своего характера и биографии смог синтезировать самые крайние враждующие течения русского авангарда в единый большой стиль. По сути, он был создателем того, что ныне называется – дизайном.

Автор книги, Александр Канцедикас работал над ней 15 лет, еще три года «Новый Эрмитаж» издавал ее. Получился роскошный волюм ценой в 800 долларов. Только в биографической его части около семисот страниц, трехсот фотографий, четырехсот репродукций. Не знаю, как отечественные коллекционеры и библиофилы, а западные уже проявили к нему огромный интерес. Дело в том, что работы Эль Лисицкого идут на мировом арт-рынке за сотни тысяч долларов. У нас же с ним не знают толком, что делать. Внук художника, Сергей Лисицкий приехавший на презентацию из Новосибирска, где создал «Центр Эль Лисицкого», рассказал, что вдова Эль Лисицкого, Софья передала в 1960 году практически все его картины Третьяковской галерее, а архив – в ЦГАЛИ. Сегодня не слышно ни о персональной выставке художника, ни о исследовании его творчества, ни о непосредственной или электронной форме его демонстрации.

О сложностях восприятия в России многогранного творчества Эль Лисицкого, который был и художником, и архитектором, и инженером, и фотографом, и ученым, и техником, говорил на открытии выставки автор книги Александр Канцедикас. Разные периоды творчества мастера не только противоречили друг другу, но и казались подозрительными для массового сознания в России. Судите сами. Увлечение еврейским искусством, затем работа в русле самого радикального западного авангарда и, наконец, новаторская пропаганда советского строя, одним из создателем каковой тоже был Лисицкий. Его «История ВКП(б) в плакатах» 1926 года с едва ли не первым изображением Сталина и вплоть до предсмертного плаката 1941-42 годов «Давайте побольше танков» - задавали мощный импульс эстетическим формам советского тоталитаризма. Можно только гадать, когда все грани подобной личности будут оценены и восприняты без отвращения и отталкивания.

Между тем, Эль Лисицкий заложил основы тех пространственных решений, которые используются сегодня в компьютерных программах. Тип его шрифтов сегодня глядит на нас со всех плакатов. Он явился провозвестником оп-арта 60-х, новейших приемов фотомонтажа, конструктивизма в архитектуре, современных решений в оформлении интерьеров, мебели и т. п. Даже для того, чтобы адекватно воспринять и оценить выдвинутые им идеи, надо обладать соразмерной ему творческой фантазией. В этом смысле, «открытие Эль Лисицкого» в России - еще дело будущего. Как смущенно заметил автор книги о нем, столь долгое писание и издание ее сопоставимо с длительностью всей творческой жизни ее героя. Ведь Эль Лисицкий из четверти века всей своей художественной работы 18 последних лет был тяжело, а, по сути, смертельно болен, живя с одним легким.

Выставка «Эль Лисицкий – 2006» в галерее «Новый Эрмитаж» на Спиридоновке продлится до середины мая. Работает в будние дни, вход бесплатный. Заодно людям с деньгами можно и заказать себе фолиант о художнике.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи