Игорь Шевелев

 Пермякова Александра Андреевна

2 марта 1911 года родился хор Пятницкого. Сейчас его средний возраст – 18 лет.

 

Знаменитому государственному академическому русскому народному хору имени Пятницкого 2 марта, в Масляную неделю, исполняется 95 лет. Свой «полуюбилей» старейший народный коллектив встречает в хорошей форме и моложе, чем когда-либо был. На вопросы отвечает художественный руководитель коллектива Александра Пермякова

 

- Пройти творческому коллективу такой поистине исторический путь было, наверное, непросто?

- Напомню, что до 1931 года хор пел только русские народные песни. Те, что пели крестьяне Воронежской, Смоленской, Рязанской губерний, которых привез Митрофан Пятницкий. И в 1929 году развернулась партийная дискуссия, каким должен быть этот хор, который был уже достаточно знаменит. И прозвучало следующее: «нам не нужен хор, поющий песни старой деревни. Нам нужен хор с песнями новой деревни». Хор от суровых репрессий спас приход Владимира Григорьевича Захарова. Это время коллективизации, и первой его песней было «Прокати нас Петруша на тракторе». Последовали коренные изменения певческой манеры, поскольку авторская песня поется не распевом, а разложением песни на хоровые партии. Далее в 1938 году была создана танцевально-оркестровая группа. А, в общем, каждая смена руководителя коллектива влекла за собой некоторое изменение творческого направления и смену исполнительского состава.

- Прибавить к этому смену общественного строя. В каком состоянии вы сейчас, в начале не ХХ, а XXI века?

- Сказать, что мы сегодня бедствуем было бы неправдой. В 2005 году хор им. Пятницкого в числе шести крупнейших коллективов страны получил грант президента РФ. Это в корне изменило нашу жизнь. Появилась возможность брать к себе не лучших, как прежде, а лучших из лучших. За последний год наш состав достиг 90 человек, то есть мы вернулись к тому количественному составу, что был до перестройки.

- Было же время, когда и людей почти не оставалось?

- В 89-м году я приняла коллектив в составе 42 человек. Остальные разбежались по кооперативам, совместным предприятиям, центрам досуга, где им обещали неимоверные зарплаты. Ведь в то время, как, в общем-то, и всегда, народное искусство шло по «второй категории». Артисты жили только за счет зарубежных гастролей, поездок за границу. Когда вся система рухнула, мы оказались наедине с суровой реальностью. Сегодня нам очень помогает Федеральное агентство по культуре. Достаточно сказать, что средний возраст нашего коллектива – 18 лет! Мы получили возможность приглашать молодых людей – дипломантов региональных, всероссийских, международных конкурсов. Многие приехали из деревень, сел, районных центров России. У нас огромный перевес в сторону немосквичей. По своему опыту я знаю, что житель мегаполиса генетически не сможет донести до слушателя содержания русской песни. Как говорила великая Александра Васильевна Прокошина: «Я не смогу вас научить петь русскую песню. Я смогу вас только научить понимать русскую песню. Потому что вначале ее надо впустить в свое сердце, а потом выпустить через голос».

- Какие концерты были и что предстоит в юбилейный год?

- Прошлый год это год 60-летия Победы. Кроме плановых концертов, мы были участниками всех государственных мероприятий в рамках этого празднества. Мы дали почти два десятка благотворительных концертов, получили два с половиной десятка дипломов, грамот, три благодарственных знака президента России. Нам это особенно приятно, потому что молодежь, работающая сейчас в хоре им. Пятницкого, это, несмотря на свой профессионализм, по сути, дети. Каждая награда для них важна и приятна. Они особенно тогда понимают, что хор им. Пятницкого это один из важнейших символов народного искусства России.

- Что предстоит в юбилейный год?

- 95-летие это такой юбилей, который растягивается на весь год. Мы уже провели в рамках этой даты четыре сольных выступления, в том числе на сцене концертного зала им. Чайковского, в Переславле-Залесском. Пятый концерт будет как раз 2-го марта. Планов много, но не всегда все складывается, как предполагаешь. В прошлом году мы очень достойно выступили на открытии дней культуры народов России на Выставке ЭКСПО-2005 в японском городе Нагоя, потом в Корейской народно-демократической республике. Сейчас планируем выезд в Иран на дни культуры России, только что приехали из Баку, где открывали год культуры нашей страны. Планируем гастроли в Корее, в Германии. Что из этого состоится, не знаю. С таким государственным академическим коллективом надо выезжать за границу не за ложку еды, говоря мягко, а так, чтобы к нам и нашей стране относились с уважением. В процессе переговоров такие соглашения достигаются не всегда.

- И все же, что такое сегодня, на ваш взгляд, народное искусство?

- Хор Пятницкого ассоциируется с государственным символом. Но неужели только советского периода? С 1989 года, когда рухнула советская политика в области народного искусства, мы перестали звучать по радио, наши сольные концерты не показывают по телевидению. Кто-то посчитал, что это не коммерческое искусство, забыв, что русская народная песня это один из мощных рычагов воспитания молодежи. Мы выпали из информационного поля. Поэтому все считают, что хор им. Пятницкого это по-прежнему что-то тяжелое, неподъемное, связанное с прошлым. Взять недавний сериал по Солженицыну «В круге первом». Шарашка, охранники с овчаркой и звучит песня хора им. Пятницкого.

- Сталинизм на марше?

- Да, но ведь сегодня хор совершенно иной. Мы вернулись к тем русским народным истокам, которые изначально были в хоре Пятницкого. Если посмотреть его старые программы, то там три отделения. Первое – «За околицей», Второе – «Посиделки». Третье, говоря современным языком, - некий дивертисмент. Все вместе – народное музыкальное действо. Мы вернулись к этому. Сейчас хор им. Пятницкого это не пожилые дамы и мужчины, а современные парни и девушки. Да, все они или с высшим образованием, или студенты вузов, говорят на современном молодежном сленге, как и их сверстники, но в основе их – корневая связь с русской песней, с русской музыкой, с русским танцем. Если бы они ее не чувствовали, они бы к нам не пришли, у них сегодня много возможностей для самореализации. Но они приходили к нам, говоря, что хотят в хор им. Пятницкого. А, значит, мы живы и полны творческой энергии, которую можно передавать новым поколениям россиян.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи