Жизнь коллекционера

почти Дега и Галя

В Музее частных коллекции ГМИИ на Волхонке открылась выставка из частного собрания Валерия Дудакова и Марины Кашуро. Муж и жена, закончившие в 1970 году отделение истории искусства истфака МГУ, показывают часть своей выдающейся коллекции.

Во-первых, это то, что называется русским авангардом начала ХХ века. Картины Малевича, Шагала, Кандинского, Ларионова, Бурлюка, Явленского не могут не привлечь внимание зрителей, как своим высоким качеством, так и нынешними ценами на них на мировом арт-рынке. Причем, выстраивается очень точный и изысканный ряд. Нет случайных работ, это понятно, но каждая по-своему исчерпывает целый период творчества выдающихся мастеров.

Другое направление, представленное на выставке – это русский символизм. Довольно назвать врубелевские мастерские эскизы к «Демону» 1890-х годов или к «Царевне-Лебедь» 1900-х. Тут же художники «Голубой розы» - Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов. Тут же «Вечерний Париж» Константина Коровина 1900 года, набросок Валентина Серова.

Опять переходим к русскому авангарду, - два работы Валентины Поповой 1917 года, работы Александры Экстер, Суэтина, Альтмана, автопортрет Юрия Анненкова 1919 года, - все это, конечно, можно долго перечислять.

К сожалению, самого Валерия Александровича Дудакова на открытии выставки не было, он болеет. Заодно не привезли тираж каталога, в котором репродукций раза в два больше, чем представлено в экспозиции. Отдельные экземпляры раздавали VIP-персонам и коллекционерам, имея в виду, наверное, возможность кое-что прикупить прямо со стен. Любопытствующие удовлетворялись рассказами сына собирателя, Константина, какой из шедевров где он привык разглядывать – в гостиной, в прихожей, над письменным столом отца или в туалете.

Сегодня иные люди могут только локти кусать, как они не догадались три с лишним десятилетия назад скупать за гроши картины и прочие предметы искусства на Сретенке, на улице Горького, в «Метрополе», в Столешниковом или на улице Димитрова. Сам Валерий Дудаков не меньше коллекции ценит свое знакомство и вхождение в элитный круг московских коллекционеров советского времени. Дело это было предельно рискованным и занимались им разве что кремлевские врачи, профессура и дипломаты или, наоборот, блестящие авантюристы. Сам рассказ об этих людях, о семьях знаменитых художников, хранящих архивы, об этапах собирания коллекции – это отдельная страница. Не случайно, именно В. А. Дудаков создал в первые годы перестройки Клуб коллекционеров при советском фонде культуры, как бы легализуя это занятие, и став первым и бессменным его председателем.

А начиналась коллекция, между прочим, с картин художников нонконформистов, со многими из которых Дудаков делил членство в знаменитом горкоме графиков. Так что работы Зверева, Вейнберга, Рогинского, Рабина, Инфанте и других заслуженно занимают первый этаж большой выставки. А патриарх нонконформизма Владимир Немухин еще и лично выступил на ее открытии.

Свои давние добрые отношения с Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина Валерий Дудаков и Марина Кашуро подчеркнули, подарив его собранию большую пастель современника импрессионистов Пьера Каррье-Беллеза (1851-1932) «Танцовщица». Глядя на нее, можно вспомнить и самого Дега, тем более что в России картина появилась еще в начале ХХ века, происходя из собрания Петра Ивановича Щукина.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи