Графика в универсаме

Весь художественный ассортимент

 На выставке Худграф на Тишинке Олев Наум за чтением

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

В выставочном зале «Т-Модуль», расположенном в торговом центре на Тишинской площади, прошла первая выставка-ярмарка «Худграф», посвященная  графическим искусствам.

 

Самое приятное, что тут все свои, - хорошие художники, хорошие картины, много народу, все можно было купить. Андрей Красулин выступил в новой для себя технике печатной графики, делая офорты на рукописях своей жены – известной писательницы Людмилы Улицкой. Екатерина Рождественская перешла от фотографий известных людей в классических образах мирового искусства - к фотографиям классических натюрмортов. Тоже красиво.

Вот фотохудожник Екатерина Голицына показывает две серии работ на любой вкус. С одной стороны, «Портрет Харлея» - того, что настоящий мужчина и ревет модным мотоциклом. С другой, - «Штоф, бутылка, пузырек»: нежный перезвон интимно чокающихся душ, выпивающих и закусывающих.

Сергей Семенов в «Московской студии шелкографии» показал свои «Выбранные места из новой русской азбуки в картинках» на стыке графики и настоящей литературы. Чего стоят хотя бы его «Таблицы исправления человеческой природы» с указанием где чего подобрать или надбавить. Можно вспомнить, что в начале 90-х этот известный книжный художник был создателем стиля знаменитого альманаха «Золотой векъ». Потом его на том поприще сменил не менее замечательный художник и писатель Константин Победин. Так и его картины здесь же, в «Худграфе», в отделе журнала «Табурет», в котором он нынче арт-директор.

Неподалеку раздел объединения «Альманашник», которое совместно с музеем Большого театра показало акварели Игоря Майорова (1946-1991), чьи работы хранятся в коллекциях Теда Тернера, Михаила Горбачева и Жака Ширака, но на родине он стал по-настоящему известным лишь сейчас.

Очень много на выставке было популярнейшей ныне советской графики, плакатов, картин. Выделялись работы Нины Ватолиной (1915-2002), автора знаменитого плаката «Не болтай!», который, как это часто бывает, заслонил до поры многие другие ее работы. Но вот, кажется, пришла и их пора. Нина Ватолина еще ведь и родоначальник знаменитой художественной семьи: ее дочь живописец Анна Бирштейн, внучка – модельер Маша Цигаль. Не случайно, около стенда можно было встретить многих коллекционеров и деятелей искусства, вроде телеведущего Александра Гуревича или кинорежиссера Вадима Абдрашитова с женой художницей Натэллой Тоидзе.

Любители проверенных ценностей присматривали себе литографии Бакста, Кустодиева, Добужинского, Ольги Розановой, Марии Синяковой и других известных художников начала ХХ века. Но уже и более позднее поколение идет нарасхват. Знаковым в этом отношении является интерес покупателей к портфолио 50-60-х годов главного художника журнала «Крокодил» Виктора Коновалова. Вот уже и этот стиль получил название «Неоклассики» и идет как искусство прошлого века. Так ведь и до нас доберутся.

 

А в Центральном доме художника в промежутке между антикварным и арт-салонами стремительно прошла выставка известного московского художника Андрея Волкова (род. в 1948) «Свет в зале 17». О Волкове много писали в конце 70-х годов, когда он был едва ли не самым известным молодым гиперреалистом, знаком времени. Сейчас в ходу другие группировки, иные названия. Да и художников больше волнует востребованность арт-рынком, то есть возможность продаться.

В этом смысле, Андрей Волков производит впечатление художника самодостаточного, отрешенного от грубой действительности, агрессивного лишь в отношении собственных творческих задач. Выставка «Свет в зале 17» - это продолжение подобных выставок: «Свет сквозь решетку» (2001), «Свет и тень» (2001-2002), «Постепенный переход от светлого к темному» (2003), «Пустые комнаты» (2005).

Живописные конструкции художника стремятся к дематериализации, к опытам чистого света и чистой тени, к искусству на грани медитации. Большие объемы зарешеченного света, треугольники пустых комнат, обращенные остриями вверх, - «куда больше агрессии… - удивляется сам художник, - если свет не помещается в раму!» Однако, известный куратор современного искусства Павел Хорошилов считает иначе: «надо бы еще добавить напора, чтобы привлечь любовь пространства и современного покупателя».

Большие светотеневые конструкции в огромном зале ЦДХ на третьем этаже словно поглощают зрителя. Не случайно, одна из новых работ, композиция «Время вечно» состоит из шести частей (сикстих?), достигая в длину девяти метров. Мастерство составления художественных работ из одних, казалось бы, света и тени переходит в искусство жизни, в мировоззрение, в сосредоточенное созерцание. Дождемся, когда дома и умы наших сограждан достигнут искомой величины, и работы Андрея Волкова пойдут нарасхват у желающих достичь просветления. Самому художнику более по душе слово «апперцепция» - мгновенное схватывание предметов в световой среде. Так или иначе, гармония дизайна в его работах уже достигнута.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи