Первая книга олигарха

 Краснянский пишет, Смоленский пьет

Книга недели: Александр Смоленский, Эдуард Краснянский «Заложник». М.: Вагриус, 2006.

 

Мы еще не знаем всех последствий кремлевской борьбы с олигархами. Это доказывает только что вышедший в издательстве «Вагриус» политический детектив «Заложник». Дело, конечно, не в его содержании, смысл которого сводится к навязшему в зубах описанию заговора против нынешнего руководства страны в преддверии грядущих выборов. Дело – в авторах. А они люди настолько известные, что поневоле задумаешься о судьбе вкладов в русскую литературу.

 

Александр Смоленский, бывший владелец СБС-Агро и один из фигурантов ельцинской «семибанкирщины», и Эдуард Краснянский, давний его помощник на стезе частного бизнеса в постперестроечной России, - люди, как ни странно в книгоиздании не чужие. Александр Смоленский всю свою молодость проработал в типографии и, кстати, первый свой срок получил в начале 80-х за то, что, по его словам, помогал печатать на работе «левую» Библию. А Эдуард Краснянский тот и вовсе профессиональный журналист, работавший в «Комсомольской правде», в «Торговой газете», в журнале «Деловые люди».

И вообще писать книги новым бывшим богатым – дело не новое. Тот же «Вагриус» издал несколько лет назад весьма удачный роман Юлия Дубова «Большая пайка», по которому был снят хороший фильм «Олигарх», благо автор - партнер по бизнесу Бориса Березовского. А в приватной беседе со мной один из издателей выразил уверенность, что и прочие пионеры российского капитализма (авторы «Заложника» представлены на обложке именно как «пионеры») давно не теряют времени даром, а сочиняют каждый свое, чтобы было потом, что предъявить вечности.

Это, кстати, бросает неожиданный отсвет на сам характер первоначального накопления капитала в России, многие деятели которого, кажется, имели за душой чисто литературные и «киношные» представления о своих целях и средствах. И вот теперь у наиболее удачливых появилась возможность на покое полностью посвятить себя литературной и мыслительной деятельности.

Презентация «Заложника» состоялась в ресторане «Разбойник Яношик» в день, когда, согласно роману, в стране объявляется дата референдума об изменении сроков полномочий действующего президента. Мол, раскрыт крупномасштабный заговор, задержаны высокопоставленные деятели, все направлялось из-за границы. Предыстории этого события, - референдума, а не презентации, - и посвящены шестьсот страниц пухлого тома, по поводу которых один из хозяев «Вагриуса» сказал, что из них полторы сотни явно лишние.

Молодым авторам можно, наверное, простить некоторую литературную неряшливость. «Техника исполнения», если сравнивать с фигурным катанием, по мнению критиков, явно уступает «артистизму», то есть занимательности, которая, возможно, казалась сочинителям более важной. Судя по рекламным растяжкам в центре Москвы, Смоленский и Краснянский рассчитывали не немедленный отзвук, в том числе, и коммерческий, на свою книгу. Однако, политический детектив, кажется, не тот жанр, который может сегодня привлечь покупателей. Даже сами политики, в том числе, те, которые легко узнаются в «Заложнике», на вопрос авторов можно ли им прислать книгу, отвечали через свои пресс-службы: «Только если в кожаном переплете и с золотым обрезом».

Роман занимателен, многопланов, начинается с убийства на Новом Арбате дальневосточного губернатора и не дает читателю отвлечься, вводя все новых персонажей, удивительно похожих на те или иные известные личности. В компьютере, как рассказывают авторы, все они действовали под своими именами, но по просьбе издательства, во избежание судебных исков, получили другие, достаточно прозрачные фамилии. Только за неким Михаилом Юрьевичем не доглядели, и тот, говорят, был недоволен.

Остальные выглядят вполне рядовыми заказчиками громких преступлений последних лет, которые постепенно стягиваются в криминальный тромб, угрожающий кровоизлиянием всей системе. «Оперативная необходимость» диктует поиск виновного. На эту роль лучше всего годятся деятели прежней власти в Кремле, тем более, что за ними есть некий компрометирующий «меморандум».

Кто-то из рецензентов уже пошутил, что диалоги в «Заложнике» похожи на распечатку «прослушки», а описания – «наружки». Впрочем, в тексте есть и подлинные распечатки. Вообще литературная составляющая явно уступает желанию поведать как можно больше всякого о легко узнаваемых персонажах политического бомонда и выстроить хитроумные комбинации с их участием. Самим соавторам тоже находится место, - один из них, бывший олигарх, «пенсионерит» в нормандской деревушке, где и получает некий сигнал от бывшего президента Б. Н. Уралова и его дочери Татьяны, а затем и встречается с ними. Оказывается, суть меморандума была в том, что спустя восемь лет президентства нынешний хозяин Кремля обязывался привести к верховной власти члена Семьи, возможно, ту же Татьяну. А, в конце концов, к делу подключается незаметно выросшая дочь президента действующего…

Увы всякий детектив хорош ровно настолько, насколько захватывает, как сон, который нельзя пересказать. О «Заложнике» этого явно не скажешь. Многочисленные американские аналоги сочинения сделаны намного более профессионально. На встрече с журналистами один из соавторов, тот, что бывший банкир, выразил сомнение в коммерческом успехе проекта. Кажется, слухи, что ходят о продаваемых, несмотря на мощную рекламу, нескольких экземпляров книги в день по всей Москве, подтверждают этот вывод.

Но комом только первый блин. «На стапелях, - как выразился другой соавтор к ужасу издателя, - уже стоят три будущих романа». Примерно через год выйдет сочинение о «мировой закулисе», о подлинных хозяевах этого мира в лице удалившихся на покой миллиардеров. Они, не чета нашим, не романы сочиняют. В их планах – глобальная перемена образа жизни человечества. Зачем, например, взрывают популярные курорты? Чтобы люди сидели дома перед телевизором и компьютером, ругались с женой да читали предлагаемые им толстые политические детективы об очередных закулисных заговорах. Поистине, жуткое будущее.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи