Купить Гельмана!

Открылся Салон изящных искусств в Манеже

 Луканов Димитрий у своей работы

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

Прошлой осенью в Манеже уже был международный салон изящных искусств, и вот теперь открылся следующий, третий по счету.

 

Надо сказать, что прошлый салон произвел большое впечатление размахом и подбором выставленных живописных картин, мебели, антиквариата, предметов ювелирного искусства и прочей роскоши. Президента компании, которая проводит эти салоны, Ива Бувье предупреждали, что российский таможенный кодекс так устроен, что покупать предметы искусства с салона никто не сможет. И налоги надо платить несусветные, и происхождение денег придется доказывать, и вообще мороки с оформлением не оберешься. Гораздо проще будет тут посмотреть, выбрать, что понравится, а потом поехать по месту пребывания галерей и купить там, заплатив тамошние налоги в чужую казну, поскольку, как говорил еще покойный член Политбюро Михаил Суслов, «мы на идеологии не экономим». А идеология – это и есть наш особый путь.

В итоге, на нынешний салон многие зарубежные фирмы, которые осенью с готовностью бросились на богатый российский рынок, уже не приехали. Пришлось их заменять российскими товарищами.

Вообще, по сравнению с прошлым годом примерно в тех же масштабах осталась только «ювелирная часть» салона. Из живописи представлены лишь те художники, которые представляют, как выяснилось, интерес для русских покупателей. Как правило, это вполне французские живописцы, но с русскими корнями – Сутин, Ланской, Поляков, Кремень, Шагал. То есть живопись живописью, но и идеологии место есть.

Примерный портрет русского коллекционера очертил на пресс-конференции тот же Ив Бувье. Наш собиратель произведений искусства достаточно молод – от 35 до 45 лет, занят в промышленности, имеет все признаки олигарха, приходит на салон в Манеж только посмотреть, а покупает потом, и любит покупать то, что связано с Россией.

В связи с чем многие галереи, рассчитывающие на традиционного собирателя, в Москву на этот раз не приехали. Разве что парижская галерея Ratton-Ladriere, расположенная напротив Лувра, рискнула привезти парных китайских верблюдов XY- начала XYI века из старых пекинских захоронений да пару итальянских Геркулесов XYI века кому-нибудь на дачу. Их, видимо, вдохновила покупка после прошлого салона барельефа 1780 года работы скульптора Козловского. Это произведение «Лукойл» подарил после настоятельных просьб вышестоящих товарищей к нынешнему юбилею Третьяковской галерее. Да еще одна галерея привезла много произведений, посвященных Наполеону. Тут, кстати, выставили и караул из остатков наполеоновской гвардии, видимо, дожившей в России до наших дней.

Отсутствующих заменили, как было сказано, московские галереи, которые предлагали современное искусство. Впрочем, и среди иностранцев место антиквариата во многом заняла живопись и скульптура ХХ века. Выделялась, например, работа болгарского скульптора, живущего в Нью-Йорке, Димитрия Луканова «Свет небесный». Ее пятиметровый оригинал, выигравший соответствующий конкурс, стоит на первом этаже международного аэропорта им. Кеннеди в Нью-Йорке. В Манеже представлена сравнительно небольшая копия. Луканов делает работы по уникальной древней технологии, известной со времен древнего Шумера, когда бронзу покрывают воском, и произведение отливается целиком за один раз, воск во время заливки растапливается, а скульптура получается словно облако или взрыв.

Российские галереи не были столь изысканны, но стояли сомкнутым строем – Риджина, галерея Гельмана, ХL, Айдан, Stella Art. Как сказал мне перед открытием Марат Гельман, у него западные галеристы уже заранее купили с ходу несколько работ «Синих носов» и скульптуру. А лишь только салон открылся, я и сам увидел, как пришел Зураб Церетели и купил все остальное. Впрочем, таможенную зону эти произведения, думаю, не должны проходить. С ними проще.

Вообще же погулять по Манежу до 29 мая включительно можно будет с удовольствием. Сделан даже специальный променад между знаменитых больших фотографий Беттины Реймс, предоставленных Московским домом фотографии и отобранных самой фотохудожницей. Смотреть их стоит, несмотря на пугающую фривольность и изрядную цену билета в 600 рублей за посещение салона. Причем, по билету пустят лишь с 14 до 18 часов. Потом санитарный час. А с 19 до 23 часов вход только по VIP­приглашениям. Видимо, будут те же предметы изящных искусств, что и для всех, но еще с шампанским и с коньяком «Арарат», нашим едва ли не единственным из оставшихся стратегически-алкогольных партнеров.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи