Игорь Шевелев

 Пейзажи на стене Музея Белого

Серебряный отзвук ушедшего

В уютном Музее-квартире Андрея Белого на Арбате проходит небольшая выставка двух художников разных поколений, сохранивших какой-то незамутненный романтизм и акварельную нежность, как своей живописи, так и самой художнической натуры.

Марина Тиме-Блок (1913-1999) родилась именно что в блоковском Петербурге. Ее отец, Георгий Петрович Блок был двоюродным братом Александра Александровича Блока. По профессии юрист, он великолепно рисовал, и его рисунки тоже можно видеть на выставке. А Марина Георгиевна с детства общалась с семьями Верейских, Кустодиевых, Добужинских, Бенуа, Шостаковичей. Искусство досталось ей по наследству, хоть время и не благоприятствовало никаким наследствам и этому, в том числе. Была «тихим» художником, писала пейзажи и натюрморты, да и сама была частью интеллигентного питерского пейзажа, дружа с Улановой, Берггольц, Ахматовой. Училась в Академии художеств, но в Союз художников была принята лишь после сорока лет, в хрущевскую «оттепель», а хорошую мастерскую обрела и того позже, выйдя уже на пенсию. Объездила «на этюдах» всю страну, имела учеников. Это потом вдруг кто-то из них мог сообразить, что та старушка, что когда-то учила его рисунку, была любимой женщиной Хармса и ученицей Филонова, а эта – двоюродной племянницей самого Блока. В пейзажной серии питерских мостов, набережных и улиц Марины Тиме-Блок есть что-то воздушное, ностальгическое, давнее петербуржское, напоминающее иллюстрации к сказкам художников Траугот. Неслучайно, все это сейчас извлекается из домашних архивов и становится предметом интереса коллекционеров. В музее-квартире А. Белого картины Марины Тиме-Блок показывает новая «Галерея современного шедевра», как и акварели ее ученика Игоря Майорова (1946-1991), тоже входящие в моду, - увы, через полтора десятка лет после смерти самого художника.

Его биография была причудлива и во время жизни и после нее, начиная с раннего тюремного срока, который он взял на себя за младшего брата, подрисовавшего усы и выколовшего глаза на ленинском портрете в середине 60-х. После освобождения работал сторожем и вахтером, под чужим именем «ваял» портреты тех же вождей, а для себя писал акварели, которые с начала 90-х активно расходятся по коллекциям разных знаменитостей, вроде Ширака или Плисецкой. Конечно, есть опасность, что под влиянием спроса их год от года будет появляться все больше, особенно тех, что датированы началом 60-х, когда Майоров демонстрировал все задатки юного питерского гения. Но, может, это и лучше по сравнению со сгинувшим в пожаре множеством живописных работ Марины Тиме-Блок.

В любом случае, эта выставка удивительно соответствует месту своего проведения, - музею поэта и мыслителя серебряного века.

 

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи