Аристократ живописи

Выставка Владимира Брайнина в Новом Манеже

 Владимир Брайнин на фоне своего портрета работы Андрея Бисти

Экспозиция

Игорь Шевелев

 

В Новом Манеже до 1 июля проходит персональная выставка известного московского живописца Владимира Брайнина (род. в 1951 году) под названием «Диалоги с собой». Выставка художника, которого при жизни называют «музейным», вписывают в историю искусств, где нет направлений, но только избранные творцы

 

Быть художником «музейным» значит апеллировать не к текущему арт-процессу, а прямо к вечности, в которой шкала мастерства да и самого прекрасного не подвержена аберрациям и капризам времени. Вопрос лишь в том, существует ли таковая. Поклонники так называемого contemporary art уверяют, что ничего подобного нет, живопись, как таковая, устарела, оставшись то ли в XIX, то ли в первой половине ХХ века, имеет свою цену, раскуплена коллекционерами, и никакого продолжения не следует. Куда еще соваться им соваться со своим рисованием, когда и так все музеи забиты под завязку, а ценники расписаны и приносят дивиденды.

Выставка живописи Владимира Брайнина, все эти восемь десятков больших холстов, заполнивших залы Нового Манежа в Георгиевском переулке, опровергают подобное мнение той современной мощью, которую нельзя сымитировать или подделать, выдать не за то, что она собой представляет. Открытие тем более ценное и неожиданное, что работы В. Брайнина не частые гости на московских выставках. Предыдущая персональная выставка мастера была четыре года назад в том же Новом Манеже. Такое впечатление, что за это время его живописное мастерство стало еще изощреннее, тоньше. Брайнин, если кто не знает, пишет город, - улицы, старые переулки, дворы, лепнину домов, лужи, в которых отражается небо и те же дома, стены, решетки, двери подъездов. Возможно, что это даже Москва, вибрирующий, фантомный город с радужными от бензина лужами. Но, как заметил критик, он пишет не «уголки Москвы», а весь город сразу. Более того, добавим, - все время сразу, в его изменчивости, непредсказуемости, выпавшей на нашу долю, плюс предощущение будущего, которого мы не знаем и опасаемся, а художник читает ровно в том, что видит, и, кажется, если всмотреться во все это пристальнее, можно догадаться, что нас ждет. Поразительное чувство, - это именно сегодняшний город.

Выставка называется «Диалог с собой». Конечно, есть друзья, коллеги, было некое общее творческое дело. Но, испытав чрезмерные перегрузки, пресловутый арт-процесс распался, выгодную нишу и позиции заняли совсем иные люди, впрочем, как и в советское время наверх всплывали вовсе не те, кого называли друзьями и близкими художники круга Брайнина. Но художник даже оставшись в какой-то момент наедине с самим собой, останется жить в большом времени. Во времени между детством и смертью, теми предельно творческими и не дающимися в руки состояниями, между которыми и идет перекличка. «Я наблюдаю за изменениями, - говорит сам Владимир Брайнин, - удаляя раздражение». Пусть мираж истончается до цветовой чистоты, - конец света, как и его начало, приходит из мастерской художника. Сначала исчезает небо, лишь потом - его изощренное отражение в лужах. Есть мера разрушения города и мира, остающаяся навсегда, ее и фиксирует кисть мастера.

Странно, мощная живопись распадающегося на глазах мира – придает ему очевидный смысл. Художник восстанавливает связь времен, диктуя самоценность происходящему. Он и есть творец – вопреки всему. Перевернутый город периода июльских дождей. Сотри случайные черты, и ты увидишь мир прекрасен, - блоковский символизм вошел в сознание с детства, даровав опору, когда не ждал. Воздух дрожит, вибрирует, и все еще возможно. «Я пишу не дома, - вновь повторяет автор, - а некий воздух, некое пространство и запах, находящийся между ними». Более того, творец сохраняет все, как гласит латынь. Жизнь в присутствии мастера дарует нам дополнительный смысл.

Выставка закончится первого июля, останется альбом, к ней выпущенный, останутся картины, останется художник в расцвете таланта и сил.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи