Игорь Шевелев

 Обложка русского театра

Любите ли вы театр?

 

Издателям, пожелавшим создать памятник театральному и книжному искусству, приурочив его к отмечаемому в этом году 250-летию русского театра, удалось это вполне.

Огромный фолиант «Русский театр 1824-1941. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни» (М.: Интеррос, 2006), вышедший вторым изданием к юбилею и одноименной выставке в Бахрушинском музее, это явление и полиграфии, и занимательного чтения, и чисто библиофильских услад.

Хроника начинается с даты создания Малого театра и заканчивается кануном Великой Отечественной войны. Сотни фотографий, афиш, эскизов костюмов и декораций, портретов, картин, сотни фамилий режиссеров, актеров, художников, составляющих гордость русской сцены, сотни хронологически выверенных дат, составляющих историю русского театрального искусства, - все это, конечно, делает книгу предметом науки для специалистов и - наслаждения для обычных читателей. Но это еще и архивный памятник, так как все материалы предоставлены театральный музеем им. Бахрушина, а в самом музее обычный посетитель все сразу увидеть никак не сможет.

Авторы-составители хроники разбили ее на пять разделов, каждый из которых составляет отдельный период не только в истории театра, но и в русской культуре, как таковой. Это, к примеру, Серебряный век – с 1898 по 1916 годы, или первое послереволюционное десятилетие – с 1917 по 1928 годы, которые стали вкладом отечественного искусства в общемировое.

Вообще же театр в России то «больше, чем театр», то «меньше», то трибуна отсутствующего гражданского общества, то школа жизни, то телесный и нравственный соблазн, то знак подтверждения социального статуса, то излишество крепостничества, то массовое действо монументальной пропаганды. Интерес к искусству как таковому возникает лишь во времена, когда есть особо изощренная публика, способная его воспринять и нуждающаяся в таком восприятии. Тогда «площадное действо» существует само по себе, а «рафинированное» отдельно. Последнему, как известно, то же самое крепостное состояние не помеха. Возникший ровно двести лет назад государственный театр в Москве состоял именно из перекупленных казной крепостных звезд.

Нашему театру можно при желании насчитать не два с половиной, а три столетия. Еще при Петре I в Москву прибыли немецкие артисты с тогдашней «звездой» Анной Кунс, играли на Красной площади Мольера с Кальдероном. Правда, на немцев ходили, а на примкнувших к ним русских актеров – нет. И когда на спектакле присутствовал царь, то был аншлаг, а иначе требовались дотации от государства. Впрочем, и сегодня почти то же самое. Так что все условно. И даты, и лица. Без высочайшего указа 30 августа 1756 года, без «отца-основателя» Федора Волкова как бы и самого театра не было. Но где же и сиять «роли личности в истории» как не на сцене.

Рецензируемая книга, по сути, является прекрасно иллюстрированной энциклопедией русского театра, расписанной как по годам, так и по персоналиям. Знаете ли вы, что с 1833 года было правило, что актер обязан выучивать в день 25 строк текста роли. Что про Варвару Асенкову говорили, что она с ловкостью и развязностью умеет соединять грацию и ей одной свойственную стыдливость. Что Николай I ввел особый негласный комитет цензуры над цензорами и наделил его чрезвычайными полномочиями, сказав: «вы будете – я». Что слово «альфонс», обозначающее мужчину на содержании любовницы, появилось после премьеры 3 октября 1874 года в Малом театре пьесы Дюма-сына «Красавец». А массовое действо «Взятие Зимнего дворца» состоялось через три года после объявленного, - 7 ноября 1920 года, - для закрепления в памяти и идеологии. А в феврале того же года решением Моссовета были закрыты «театрики фарсового, скабрезного склада». А в Большом театре 30 марта 1930 года в балете «Футболист», впервые поставленном Игорем Моисеевым, на сцену выехал трактор. Ну, и так далее.

То есть и для любителей игры «Что, где, когда» есть польза. А поскольку эскизы костюмов и декораций писали такие знаменитые художники как Н. Гончарова, А. Бенуа, Ю. Анненков, С. Судейкин, А. Дейнека, А. Тышлер, В. Татлин и многие другие, то постепенно книга о летописи театра обращается в роскошный альбом с цветными полосными репродукциями отличного качества.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений