Фигурально выражаясь

От писательских премий - к читательским

 Обложка Фигур речи

Книга

Игорь Шевелев

 

В московском издательстве "Запасный выход" вышел второй номер альманаха "Фигуры речи". Как определяет его суть составитель Сергей Соловьев - это "поле риска и изыска".

 

Что такое фигуры речи? Это способность выражать свое отношение к миру не одними только ужимками и кондовым языком официоза, агрессии и террора по отношению к тому, кто не может ни слушать, ни понимать. Это поиски новых средств словесного выражения своего времени, не похожего на прочие времена.

Альманах не случайно появился в наши дни, когда опять актуален, как в советскую старь, уход в личное подполье. А там человек поневоле вынужден вести активную мыслительную деятельность, дабы отличить себя от окружающих (как говорил знаменитый диссидент генерал Петр Григоренко "в подполье можно встретить только крыс", которые, к тому же, временами берут власть и на воле).

Но "Фигуры речи" это не обязательно стилистическая изощренность литературного языка, граничащая с его вывернутостью. Скорее, это поиск иных его возможностей, расширение горизонта, поиск новой простоты. При этом учтем, что есть чисто технические моменты составления альманаха - подбор авторов, общая структура издания, увязывание разных стилистик. По сути, любой альманах вступает в соревнование с толстыми журналами, - своими рубриками, оглавлением, кругом сочинителей. И главный вопрос, который стоит перед ними, - чем отличаться от этих самых толстых журналов, кроме твердой обложки и нетвердой периодичности.

Альманах это всегда некий "свой круг". Ядро "Фигур речи" составляют поэты Алексей Парщиков и Илья Кутик, Виталий Кальпиди и Аркадий Драгомощенко, - все наши метаметафористы в большом пространстве между Челябинском и Штатами. Прозаики - Андрей Тавров и Вадим Месяц, Андрей Левкин и Александр Монастыренко. Эссеистика представлена Борисом Дубиным и Михаилом Шишкиным, Александром Иличевским и Александром Мильштейном, - та же большая география нынешнего русского языка от Москвы до Швейцарии, от Крыма до Кёльна. Может, это тоже не случайно: вдали от нынешних российских СМИ и язык чище, и взгляд адекватней.

При том, что 40-50-летних авторов в альманахе больше, есть и молодые, и дебютанты, которых с удовольствием выискивает составитель в бескрайнем море нынешней русской литературы, включая сетевую. В разделе "новое имя" - вполне приличная проза Феликса Медведева и Вероники Живолуб, тем более что стилистически она разведена едва ли не по разным полюсам традиции и эксперимента.

Более трети книги занимают стенограммы литературных вечеров "Речевые ландшафты", проводимые поэтом и прозаиком Сергеем Соловьевым на разных площадках Москвы - от клубов "Би-2" и "Дом" до "Булгаковского центра". Это тоже своеобразная литература, сотканная из множества речевых и письменных фрагментов, которые должны передать "шум времени", замкнутый, как электрический провод, на той или иной теме - будь то "сны языка", "ноль", "оргазм и катарсис" или "тело случая".

Наверное, не случайно, что в "послужном списке" киевлянина Сергея Соловьева, живущего ныне между Москвой, Мюнхеном и Гурзуфом с периодическими заездами в Индию, есть и создание в середине 80-х поэтического театра "Ноль-дистанция". С. Соловьев явно стремится к созданию некоего гипертекста, объединяющего воедино тексты да и сами судьбы различных авторов. Но и не только. Столь же настойчиво он пытается создать питательную среду, в которую погружен этот самый "магический кристалл" литературы, наращивая в этой среде все новые свои грани.

Следующим ходом, который он сделал, стало объявление о создании новой ежегодной литературной премии - "Читатель". Работы в любых формах и объемах, воссоздающих "творческий дар чтения", принимаются в электронном виде по адресу: spm111@yandex.ru с 1 декабря 2006 по 1 марта 2007 года. Итоги конкурса будут объявлены в конце марта. Семь финалистов получат право на публикацию их сочинений в альманахе "Фигуры речи", а три лауреата обретут, кроме этого, денежную премию в 15000, 10000 и 5000 рублей. "Здравствуй, читатель. Не береги себя", просят организаторы такого славного и еще непривычного дела, как награждение не создателей литературы, а ее потребителей. Но к этому и идем. 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений