Время масок

«Декабрьские вечера» под знаком карнавала

 Галя на выставке Маски в ГМИИ

фестиваль

Игорь Шевелев

 

В Музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась выставка «Маски: от мифа к карнавалу». Как обычно, она будет сопровождать музыкальные «Декабрьские вечера», но продлится и потом, до 21 января 2007 года.

 

Выставка мощная, необычная. Помимо точно отобранных картин в Белом зале - от Гойи и офортов Калло до Сезанна, Сомова и приехавших из Венеции двух холстов Пьетро Лонги, - в анфиладе развернут впечатляющий музей маски от древних погребений до современных свадебных и масленичных действ. О научном уровне нынешней выставки в ГМИИ говорит то, что одним из создателей ее идеи, а заодно и автором статьи в небольшом, но чрезвычайно красочном и насыщенном информацией каталоге стал выдающийся отечественный ученый-культуролог, академик Вяч. Вс. Иванов.

Замечу, кстати, что выставка «Маски: от мифа к карнавалу» совершенно точно отвечает на ставшее популярным после кражи в Эрмитаже мнение начальства, что музеи якобы должны заниматься лишь хранением и пересчетом того, что у них есть, а не витать в исследовательских эмпиреях. Мол, давайте заменим всех научных работников хранителями - и будем следить, а не изучать.

Данная же выставка являет собой не просто собрание музейных раритетов, а настоящую концепцию развития идеи маски в человеческой истории. Можно, конечно, с удовольствием пробежаться мимо этих трехсот с лишним уникальных экспонатов, поразившись красоте масок театра Но (чего стоит одна маска мстительного духа с рогами - XYIII века), ламаистским маскам мистерии цам, обычному человеческого черепу, но покрытому глиной, и, стало быть, уже являющемуся маской, за – а, точнее, в – которой прячется человек. А можно проследить за мыслью создателей данной концепции. Ибо речь на выставке, безусловно, идет уже о философских, антропологических проблемах культуры. Но они потому и философские, что всегда открыты для обсуждения, не имея окончательного ответа и решения.

На выставке «Маски» представлены экспонаты из полутора десятков музеев России и Италии. Как сказала на пресс-конференции одна из ее участниц, возможно, посетители выставки, разглядев, какие сокровища хранятся в наших музеях, будут внимательнее рассматривать их и в обычной экспозиции. Дизайнер этого весьма сложного действа, которое и обычной-то выставкой назвать язык не поворачивается, художник Борис Мессерер предложил зрителю тематические собрания масок в больших стеклянных витринах, весьма деликатно и разнообразно варьируя их по количеству, формам, настроению,выявляя, тем самым, четкие смысловые и художественные акценты. Доминантой всей экспозиции, по замыслу Бориса Мессерера, стало огромное изображение маски Тутанхамона прямо напротив Белого зала.

Как было сказано, выставка приурочена к XXYI «Декабрьским вечерам Святослава Рихтера». Кстати, поднимаясь по лестнице, первое, что видишь помимо фигур «венецианцев» в карнавальных костюмах и масках, это большую фотографию самого Святослава Теофиловича в маске на каком-то из домашних маскарадов. Рихтер, по словам директора ГМИИ Ирины Антоновой, очень любил устраивать подобные действа и принимать в них участие, так что идею выставки, безусловно, одобрил бы.

Так вот сам музыкальный фестиваль, художественным руководителем которого по традиции является Юрий Башмет, тоже выстроен по мере возможности в этой же «карнавально-масочной» тематике. «Старожилы» фестиваля, вроде самого Башмета, Натальи Гутман, Николая Луганского, Аллы Демидовой, Владимира Васильева и других, дополнены, например, британским ансамблем «Red Priest», который 12 декабря покажет программу «Карнавальная Венеция XYIII века». Надо ли говорить, что перевод названия ансамбля «Рыжий священник» прямо отсылает к знаменитому Антонио Вивальди и его музыке. Стоит упомянуть и итальянские ансамбли «Mala Punica», который исполнит 19 декабря музыку рубежа XIY-XY веков, и «Il Giardino Armonico» (22 декабря) с программой «От Северного моря до Неаполитанского залива». А вот немецкий пианист Андреас Штайер назвал свою программу, состоящую из произведений Шумана – «Маска Баха», имея в виду влияние великого композитора XYIII века на исполняемые им сочинения.

Как и положено, на большом карнавале будут свои сюрпризы, вроде «дополнительного концерта» 16 декабря квартета им. Бородина, и неожиданно представившейся возможности у Евгения Кисина выступить на любимых им «Декабрьских вечерах». Так что, как пошутили на открытии выставки, в России октябрьскую революцию, как и декабрьские вечера, принято праздновать в ноябре.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений