Памяти Гундаревой

Вышла книга о замечательной актрисе

 Обложка книги о Гундаревой

Театр

Игорь Шевелев

 

Когда Наталья Гундарева (1948-2005) на втором курсе Щукинского училища сыграла в «Воительнице» Лескова, Борис Захава сказал, что готов прямо сейчас выдать ей диплом.

 

Ее однокурсник Константин Райкин вспоминал, что с первого дня учебы она отличалась от всех, как народная артистка - в школьной самодеятельности. Что ее приглашали во все театры, куда она показывалась, но она выбрала театр им. Маяковского с Андреем Гончаровым, о деспотизме которого ходили легенды. Впрочем, она и сама всегда была сильным, честолюбивым лидером и примой, знающей цену своему дару.

Наталья Гундарева - любимица страны. Едва не использованная в этом своем качестве в чьих-то общественно-политических целях. Армен Джигарханян рассказывает, как однажды спросил ее: «Ты таблицу умножения знаешь?» - «Да». – «А кроме таблицы умножения еще что-нибудь знаешь?» - «Нет». – «А как ты на заседаниях Думы голосуешь, когда утверждают бюджет страны?» - «Мне на фракции объясняют». – «Сколько минут объясняют?» - «Ну, минут пять». На что мудрец Джигарханян вспоминает чьи-то слова «Я в своей жизни много видел людей, которые что-то делают, и не понимают, куда придут».

Партнеры по сцене и съемочной площадке вспоминают свои встречи с Натальей Гундаревой, работу с ней. Олег Басилашвили, игравший Бузыкина в «Осеннем марафоне» Данелии-Володина, воспринимал гундаревскую Нину как ее саму, как человека близкого себе, мало что понимающего в этой жизни, как и он сам, нежного и ранимого, перед которым по-интеллигентски виноват. Реальность настолько соединялась с искусством, что когда героиня Гундаревой влепила пощечину Бузыкину, Басилашвили вообще отказался продолжать съемки.

А Сергей Шакуров рассказывает, как Гундарева, с которой он снялся в четырех фильмах, причем, в трех из них они играли супругов, - лично помогла ему превратить полученную квартиру из выгоревшего «бомжатника» в чудо квартирного дизайна. Сыграла роль не только ее практическая хватка девочки, выросшей без отца, но и два года работы до Щукинского училища в конструкторском бюро, где она тоже «подавала большие надежды стать инженером».

Едва ли не две трети мемориального сборника составляют фрагменты документального повествования Виктора Дубровского, завлита Театра им. Маяковского, - «Актриса», посвященного Гундаревой, с которой автор работал многие годы. Тут много цитат самой Натальи Гундаревой, фрагменты ее рассказов и интервью, что, конечно, придает оригинальное дыхание всему тексту.

Конечно, ощущается и стилистическая штамповка общего формата «книги об актрисе», за которую автор не выходит. Подробный обзор всех ролей в театре и партнеров, театроведческий анализ рядового пошиба. Но, как ни странно, этим только оттеняется органичность и естественность самой Гундаревой, которую зритель всегда воспринимал и любил, как женщину «из самой жизни».

Но у киношной «доброй матери всех детей» своих собственных детей не было. «Не знаю, что со мной будет дальше, но пока я не испытываю потребности иметь детей, не чувствую их отсутствия. Театр мне их заменяет», - говорила она в интервью. А когда само движение времени требовало новых ролей, новых героинь, перехода на следующую ступень творческого роста, то Гундаревой все чаще казалось, что одного театра и кино ей мало. Темперамент или, как она сама о себе сказала, «упругий характер» требовал каких-то новых областей жизни. Тут подвернулась политика с ее жаждой спекуляции на известных лицах, тем более, на лице «символа русской женщины». Имело значение и то, что новые времена ввергли Гундареву, как и всех, в полную растерянность. «У меня был такой период, когда все как-то вдруг посыпалось, и я перестала понимать, как мне жить дальше. Я не могла угнаться за ростом цен и, честно говоря, так растерялась, что начала думать: что же мне продать?», - вспоминала актриса. Кинопроизводство распалось, в театре перестала платить.

Но вместе с заседаниями в Думе пришли роли в сериалах, короткие эпизоды в новых кинофильмах, простой в театре, старение и смерть «ее режиссера» Андрея Гончарова. Неистовая в работе, она все чаще испытывала перепады кровяного давления, когда или приходится отменять спектакль, или бояться за жизнь актрисы. После очередного многодневного напряжения – инсульт. Жуткий «сериал» умирания любимой актрисы – еще на нашей общей памяти. Многие из авторов сборника, друзей Гундаревой, сожалеют в своих воспоминаниях, что так и не побывали у нее в больнице и вообще не видели ее в те дни, когда она уже не была прежней и той, что была ими любима. Возможно, они были правы, что не видели ее, да и она вряд ли хотела им показывать несвойственную ей прежде слабость. А потом смерть, которая, как всегда, пришла неожиданно.

Остались фильмы. Осталась любовь.

 

«Наталья Гундарева глазами друзей». М.: Время, 2007, 480 стр.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений