От Филонова до рецептуализма

В Новый год с прекрасным

 

Выставки

Игорь Шевелев

 

В конце декабря, накануне длинных праздников открывается много интересных выставок. Любителям прекрасного будет, чем разбавить новогоднее ничегонеделание.

 

В музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина на Волхонке развернута грандиозная выставка Павла Филонова (1882/1883 – 1941) «Очевидец незримого». В столицу она переехала из Русского музея, где открылась летом к саммиту «большой восьмерки». Правда, сюда она добралась в несколько урезанном виде, но почти полторы сотни живописных и графических работ дают возможность максимально полно оценить все периоды творчества мастера, считающегося, наряду с Казимиром Малевичем и Василием Кандинским, одним из столпов русского авангарда. Предыдущая большая выставка Павла Филонова проходила почти двадцать лет назад, знаменуя перемены в советском обществе. Нынешняя вполне логично завершает этот исторический период. По сравнению с питерской экспозицией работ Филонова, московская являет собой ее прямую противоположность. Разработанный Борисом Мессерером дизайн предполагает вместо затемненного пространства с резкой точечной подсветкой картин, которая была в Русском музее, – мягкое и размеренное освещение, дающее возможность созерцания всех работ в зале. Так открывается эволюция художественного мышления автора, смена его почерка, настойчивость в обретении универсального живописного метода, к которому он стремился в духе времени. В экспозицию включена движущаяся трехметровая фигура льва, читающего автобиографию Филонова, - проект-посвящение современного художника-концептуалиста Вадима Захарова, акцентирующего утопический момент в творчестве великого авангардиста. Из питерской экспозиции переехал в Москву и уникальный электронный синтезатор АНС, задуманный инженером Мурзиным еще в 1938 году в честь композитора А. Н. Скрябина и представляющий единственный в мире экземпляр уникального инструмента: он сканирует изображение, превращая его в звуковой аналог. То есть картины Павла Филонова можно не только будет увидеть на выставке, но и услышать.

 

Своеобразной рифмой к явлению Филонова на Волхонке можно считать выставку живописи в арбатской галерее А-З. Три художника - Игорь Снегур (род. в 1935), Виталий Копачев (род. в 1963) и Александр Трифонов (род. в 1975) – представляют собой, как сказано в пресс-релизе, «три поколения авангардистов». А название выставки «Ре-цепт триумвират» отсылает к «последнему писку» отечественного концептуализма – рецептуализму, течению, разрабатываемому, в частности, поэтом и культурологом Славой Лёном и активно представляемому в материалах журнала «Наша улица». Рецептуализм – это откровенное стилевое использование всех возможных языков и направлений того или иного вида искусства в одном произведении. Это некий новый уровень постмодернизма, при котором, впрочем, как и всегда, главным является талант художника. Нелишне указать, что Игорь Снегур участвовал в конце 1950-х годов в первых выставках абстракционистов группы Элия Белютина, разгромленных Хрущевым в Манеже. Что Виталий Копачев - с конца 1980-х директор галереи А-3 в Староконюшенном переулке, автор многих художественных проектов, подчеркивающих разнообразие художественного языка. А самый молодой из трех – Александр Трифонов с конца 1990-х участвует во множестве выставок и аукционов в Москве, Нью-Йорке, Париже и других городах России и мира. Увидеть их работы вместе - это значит понять что-то новое в сочетании стилей.

 

И, наконец, 27 декабря в Государственном Историческом музее открывается совсем уж необычная для нас выставка «Любовь и эрос в античной культуре». Дионисийский разгул в заснеженной Московии это, безусловно, концептуальная экзотика. Эрос, пропитывавший собой всю культуру, философию, искусство Древней Греции и Рима, явлен открыто. Большинство экспонатов на выставке, представленных из собраний самого ГИМа, Эрмитажа, ГМИИ и музеев Берлина, наш зритель увидит впервые. Более того, сама выставка на подобную тему для России внове. Откровенные сцены любви, в том числе, и однополой, гетеры, оргии, - все явлено открыто, грубо, зримо в виде рисунков на вазах, скульптур или, например, сосуда для пиршеств, ножка которого выполнена в виде гениталий. Кроме античных произведений, на выставке можно увидеть также скульптуры и геммы Нового времени, в которых использованы соответствующие античные сюжеты.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Дневник похождений