05.12.96, Общая газета, Москва, Игорь ШЕВЕЛЕВ

Очищающая сила эроса

 

Иван Ефимов. "Эротические рисунки" (1914-1947). М.: "Библиотека русской культуры Ольги Ковалик". 1996 г.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО ни в коем случае не путать автора с советским политическим карикатуристом Бор. Ефимовым. Иван Семенович Ефимов (1878 - 1959) - это одна из важнейших потаенных культовых фигур русского искусства нашего века. Скульптор, анималист, иллюстратор, кукольник (вместе с женой Н.Я. Симонович-
Ефимовой), он прожил непростое время с мощью и изяществом свободного человека, творца и мыслителя. Двухэтажный дом, построенный до войны на окраине Москвы в Новогиреево Иваном-Ефимовым и Владимиром Фаворским, стал подлинным мифом о свободной творческой территории художников, защищенной от тоталитарного маразма.
Словно в доказательство невероятной внутренней свободы художника сегодня неожиданно появились из подспуда его эротические рисунки, которые сам Ефимов рисковал показывать лишь близким людям. В прекрасно изданном альбоме репродуцировано полсотни из тысячи созданных им листов, обозначающих основные темы.
Серия "Карагез" посвящена герою турецкого кукольного театра теней XVI века, непристойному до крайности. Эта деревяшка на шарнирах побивает своим огромным мужским орудием любых противников, использует его в качестве мачты для паруса, проламывает им дверь любимой, усаживает на него трех прелестниц и т.д. Множество листов изображают совокупления женщин со "скотами" - от кабана или быка (в "Похищении Европы") до крокодила и муравьеда. Художник прекрасно видит, как было дело у Дюймовочки с женихом-жабой, у Леды с лебедем или Пасифаи с быком из всех тех сказок и мифов, что бестелесно окружают нас с детства. Серия "Негры" приводит в эротическое движение традиционные формы африканского искусства. Работа над иллюстрациями к мордовскому эпосу вызвала предельно откровенную серию "почитания свекра", где юные девушки обмывают крепкие гениталии отца мужа или несут его, обнаженного, на руках, одновременно лаская то, что дало продолжение роду. Столь же плотски темы древнегреческой мифологии с интимно явленными менадами, вакханками, сатирами и кентаврессами. Ибо эрос не знает времени, он вечен и сиюминутен. Женщины, млеющие от подушек, мужчин, подруг, баранов и леопардов, вне времени и пространства. Вот подлинный смысл и метафизическая тайна эротики. Она выносит отдельного человека за пределы частного существования, жалкого или великого, скромного или напыщенного.
Мудрый Иван Ефимов в мощи и свободе своих эротических рисунков возносит нас как над хихикающей похабщиной и бессильной "техникой секса" одних мелких душонок, так и над бесполым (не ангельским, а выморочным) ханжеством других. Порнография - всего лишь индивидуальный уровень душевной грязи человека, не соответствующего всеобщей своей природе.
Великий богослов, мистик и ученый о. Павел Флоренский, друг семьи Ефимовых, один из немногих, кому Иван Семенович показывал свою "заветную серию", произнес совершенно необыкновенные и загадочные слова: "Мораль повысилась бы, если бы обнародовать Ваши рисунки". ...  

 Первая | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Гостевая книга