Фандорин в Японии

Акунин раскрыл главную тайну: амба - так амба

 

Игорь Шевелев

 

Борис Акунин. Алмазная колесница. т.1. Ловец стрекоз. М.: Захаров, 2003, 172 с. т. 2. Между строк. М.: Захаров, 2003, с. 544 с.

 

Давно замечено, что детективы делают человека умнее и внимательнее, чем он есть на самом деле. Извинительная слабость для читателя, и подлинное искусство со стороны сочинителя.

Россия. 1905 год. Война с Японией. Вражеские шпионы взрывают стратегические мосты, по которым на Дальний Восток идут военные поезда, готовят новые диверсии. Эраст Фандорин в качестве вольного консультанта противодействует этим терактам на железных дорогах.

Война на рельсах, как это часто бывает с романами Акунина, получает актуальные подтверждения в жизни. Когда пачки трехсоттысячного тиража отправлялись в магазины, прошло сообщение о десятках погибших и двух сотнях раненных в электричке в Ессентуках.

*****

Ситуация усугубляется тем, что Япония для Фандорина, если не мать родная, то уж сестра точно. И слуга у него – японец, раздираемый душевными противоречиями, это раз. Маса все время попадает под подозрение нелепых шпиков и контрразведчиков, это два. Ну, и противник у них с хозяином столь же обученный восточным тонкостям и единоборствам, как и они сами. Прямо профессор Мориарти дзен-буддизма. Японские шпионы разжигают и внутреннюю российскую смуту, поставляя эсерам транспорт с оружием. О революции мы слышали с другой стороны происходящего. Повернуть известные факты неожиданной стороной - входит в правила акунинской игры.

*****

Фандорин и его автор не хуже Солженицына вникают в русскую историю, определившую ход ХХ столетия. Решая при этом неразрешимую задачу: как жить в России, желая ей, злой, добра. Самоопределяясь на ходу и в смертельном единоборстве с другими странами, обступившими империю и отнюдь не всегда желающими ей процветания.

Хорошо простому человеку, для которого есть только мы и они, «наши» и «немцы», добрые свои и злые чужие. Интеллигентному космополиту, который Германию знает через Баха и Гете, Англию через Шекспира и Уайльда, Америку через По и Джефферсона, а Японию через Басё и Хокусаи, труднее определиться.

В «Алмазной колеснице» Б. Акунин ставит перед собой неразрешимую, казалось бы, задачу. Любящий Японию, как свое другое я, Фандорин вступает в единоборство с этой самой Японией, по самому смыслу учительства превосходящей талантливого ученика и подражателя. Тем более что главный соперник Фандорина – японский «ловец стрекоз» Василий Александрович Рыбников, - выдает себя за русского с невероятным искусством. То есть обладает двойной силой удара, - русской изнутри и японской снаружи. Или наоборот.

*****

Дело чести рецензента детектива – не рассказать ничего, что бы выдало читателю тайну диспозиции. Обрисовать план помещения, где только что были сыщики и преступники, которые вдруг как сквозь землю провалились. Примерно за двенадцать страниц до конца первого тома, а он более, чем в три раза, уступает в толщине второму, напряжение нарастает до предела, и возникает смутное ощущение, что Фандорину не жить. Русско-японской войны ему не пережить. И уж, тем более, первой русской революции. Финита ля комедия. Бьют часы.

Роман своим вторым томом стремительно раскручивается на 27 лет назад: молодой 22-летний Фандорин прибывает в российское консульство в Иокогаме, Япония, в главный порт Дальнего Востока, где особенно гадят нам британцы.

*****

Именно в Иокогаме Фандорину впервые попадаются акунины, местные злодеи, сильные люди, вдвойне опасные, поскольку сами устанавливают для себя правила. Знаете ли вы ниндзя так, как знает их Эраст Петрович? Нет, вы не знаете ниндзя, как он, но кое-что будете знать теперь даже вы. Это чистые акунины.

Сам же молодой Фандорин пытается спасти главу страны, при котором «Япония развивалась по нашему, российскому пути: твердая вертикаль власти, государственное управление основными отраслями промышленности, никаких игр в демократию» Иной путь – британский: «с парламентом и политическими партиями, с возникновением крупного частного капитала». Однако сторонника вертикали убивают его же бывшие соратники, терпевшие его, пока он был им полезен.

В общем, из «Алмазной колесницы» можно многое чего вычитать. Чтобы спасти страну нужен человек извне, честный, не замешенный в заговорах и коррупции. Например, Фандорин, составивший психологический портрет акунина, стоящего за спиной всех его удачных операций и сводящий их на нет.

*****

Настоящий акунин убивает себя, откусывая собственный язык.

Самое простое – думать, что книга поступила в продажу в день выборов в российский парламент.

На самом деле – в день нападения японцев на Перл-Харбор.

О чем рассказывается в «Алмазной колеснице», не так важно, поскольку захватывающе.

«Забудь, что прочел.

Учись читать заново.

Так сказал сэнсэй».

Вот почти последние слова почти последней книги.

*****

А то, что первая книга - о событиях 1905 года, смысл которых разъяснен во второй, - написана в жанре хокку, это для внимательных читателей, ищущих шифр и разгадку.

«У акунина

Хриплый смех, нож в зубах,

Шальные глаза».

Так говорит Чхартишвили.

 Первая | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы|   Хронограф | Портреты, беседы, монологи |Путешествия |Статьи |Гостевая книга