Дон Кишоты детского рисунка

Девятое новое письмо к другу

Ну, здравствуй. Две недели глубокого праздничного обморока, кажется, проходят. Я выходил за это время, наверное, раза два – за хлебом. Один раз в это время позвонил Николай Юрьевич Климонтович, спросил у Лёни: «Где бородатый папаша?» Тот говорит: «В магазин пошел». «А-а, - догадался Коля с писательской прозорливостью. – Водка кончилась».

Наверняка неслучайно, что первый наш с Галей выход на люди произошел в галерею «Манеж». Это именно то место, о котором мечтал старина Мармеладов, говоря, что должно же быть у человека место, куда он мог бы пойти. И прав был директор всего Манежа Станислав Юрьевич Каракаш, когда поправил меня, обнимавшего его, поздравлявшего с праздниками и желавшего, чтобы все у него было хорошо: «Чтобы у нас все было хорошо». И директор галереи «Манеж», входящей в большой Манеж составной и деликатесной его частью, Ира Мелешкевич, стоявшая тут же, полностью с ним согласилась.

Да и выставка открывалась в этот вечер замечательная - художника книги Евгения Григорьевича Монина (1931-2002), которого иначе как Женя никто при жизни и не называл. И кого только там не было, и кто только не выступал, вспоминая о Жене Монине. И оставшиеся из их мушкетерской четверки – Вениамин Лосин с Виктором Чижиковым. И Борис Мессерер, вспоминавший и как они учились в Архитектурном институте, и как ходили играть в футбол, а потом выпивать во второразрядном, но хорошем ресторане «Динамо», и как Женя хорошо и непрестанно рисовал – на улице, в метро, в гостях, дома, везде. И как пришла к нему яркая, но недолгая слава лучшего художника детской книги, награды, заказы, признание. И выступал Илларион Голицын, вспоминавший не только, как они с Женей играли в футбол – он форвардом, а Женя хавбеком, но и какой свет излучал Женя в день святых Веры, Надежды, Любви и матери их Софьи – лежа в гробу на Троекуровском кладбище: мол, не расстраивайтесь, ребята, все хорошо, что здесь, что там, красиво и удачно складывается.

А пока Илларион Владимирович говорил, Володя Салимон подтверждал мне на ухо, что Женя был редкой доброты и света человек. Достаточно вспомнить, как они с Сережей Семеновым, Жениным зятем, делившим с ним мастерскую в Чистом переулке, выпускали номера альманаха «Золотой векъ». Сколько было шума, гама, водки и художественного крика. А Женя хоть бы слово им на это сказал. А ведь запросто мог обозвать постмодернистами или еще каким-нибудь обидным, но верным словом. Никогда в жизни.

Групповой портрет Бориса Мессерера, Сергей Семенова и Евгения Попова

Легкие красивые рисунки Евгения Монина к Маршаку, к Перро, к братьям Гримм, к Якову Акиму. Да кто их не помнит из детей и родителей? Недаром выставка проходит в дни детских каникул по соседству с кремлевской елкой. Ностальгия…

Слава Монина была яркой и недолгой, потому что детские книги с картинками перестали, по сути, выходить. То есть что-то выходит, и, возможно, есть даже журнал «Мурзилка», где Монин с друзьями работал во времена его расцвета и миллионных тиражей. Не все же, как Илья Кабаков, стали миллионерами от концептуализма, забыв обыкновенное детское как дурной советский сон. И вот они все вместе тут оказались – классики советской детской книги: Май Митурич и Лев Токмаков. Вот стоит Евгений Бачурин, вот Борис Алимов. Вот баснословный Виктор Чижиков рассказывает Гале, что скоро выпускает книгу о котах русских писателей. Типа гоголевский кот пуляет из рогатки по птичкам, летящим через Днепр, так что редкая птица и долетает до середины Днепра.

Чем еще хорош столь тесный и теплый круг, так это тем, что узнаешь сразу обо всем, что было, есть и будет. Вот Женя Гороховский приглашает на свою выставку «Небесные явления», которая откроется здесь же 13 февраля. Вот Володя Салимон рассказывает, что на днях из типографии должен приехать тираж первой книги новой «манежной серии», когда под одной обложкой соединены писатель и художник. Например, его стихи будут с рисунками Татьяны Назаренко. А, скажем, рассказы Вячеслава Пьецуха - с картинками Алексея Ганнушкина, стоявшего тут же и подтвердившего, что это первая такая из то ли семидесяти, то ли из семиста книг, которые он сделал в своей жизни. Хотя бы потому, что она была первой, которую он прочитал.

А вот Сережа Семенов рассказывает о готовящемся им «Кратком курсе изобразительного искусства», да не простом, а самоучительском, который выйдет в декабре нынешнего года. И показывает проспект будущего издания, на которое можно спешить подписаться уже сейчас, поскольку тираж его будет, если не ошибаюсь, 27 экземпляров. То есть учиться изобразительному искусству можно по раритетному же и суперхудожественному изданию.

И тут же Витя Ярошенко, главный, после Карамзина и Стасюлевича, редактор «Вестника Европы», говорит о скором выходе десятого номера своего журнала, а также высказывает претензии, что якобы я его в каком-то из прежних своих писем чем-то обидел, и вот теперь должен не менее трех раз написать о нем хорошо, прежде чем он меня простит и помилует. И вообще, чтобы прежде чем что-то публиковать, показывал это Гале, - а достойно ли оно всеобщего внимания. В любом случае, считай это первым хорошим упоминанием Вити из необходимых для моего прощения трех.

А засим спешу попрощаться с тобой до следующего письма.

Твой Игорь Шевелев

 Первая | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Гостевая книга