выставка дня

НЕИЗВЕСТНОЕ НАСЛЕДИЕ ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА

 

В филиале галереи «Ковчег» на улице Усачева открылась выставка графики Александра Лабаса (1900-1983) под названием «Вторая половина жизни».

 

Творчество Александра Лабаса известно достаточно хорошо, и справедливо считается, что он является одной из ключевых фигур искусства ХХ века.

Живи Лабас во Франции, он бы мог поспорить с Раулем Дюфи по тонкости и легкости своей живописи. В СССР же он был на коне в середине 20-х годов, когда вместе с Дейнекой, Гончаровым, Тышлером, Вильямсом и другими создал Общество станковистов (ОСТ), но уже с начала 30-х начались дежурные обвинения в формализме, травля и, как следствие, случайные заработки в театре и на архитектурных объектах.

Творец в России, как известно, должен жить долго, и в период оттепели «потаенное имя» Александра Лабаса снова становится популярным в кругах знатоков, его холсты и акварели оцениваются как новаторские. Попытки художника с середины 20-х годов выразить в живописи движение, новое самочувствие и видение человека, находящегося в самолете, поезде, на эскалаторе метро, признаются не имеющими аналогов и оказывают огромное влияние на молодых художников.

Казалось бы, творчество Александра Лабаса достаточно хорошо известно. Однако галерея «Ковчег» представила акварели и рисунки 1930-70 годов, прежде вовсе не выставлявшиеся. Речь идет о той части творческого наследия А. Лабаса, которая после смерти художника находилась в распоряжении его сына Юлия и была скрыта от чужих глаз.

Бытовые и пейзажные зарисовки, рисунки военных лет, портреты, среднеазиатские виды, странные для Лабаса сюрреалистические зарисовки 60-х годов, - любители творчества художника могут насладиться на выставке «Ковчега» новыми гранями его творчества.

В итоге, как сказал классик, художнику все полезно: и забвение, и катастрофы, и второе рождение, и обнаруженные наподобие древних кладов работы человека, который вот, казалось бы, только что жил на наших глазах. Когда-то, в середине 20-х годов Александр Лабас решил полететь на самолете. Тот разбился. В те годы несовершенство летательных аппаратов иногда позволяло пассажирам выжить. Так было и в тот раз. Лабас не успокоился и, единственный из всех, купил билет на следующий рейс. Впечатления потом описал в рассказе и, главное, на живописном холсте «В авиационной катастрофе».

Лабас всегда пытался пережить и воплотить в живописи нетривиальные ощущения современного человека, на которые мы так часто закрываем глаза. На этой выставке у нас появился шанс увидеть мир таким, каким он дан в ощущениях, нами избегаемых. Чем, по сути, настоящее искусство и является.

 

Игорь Шевелев

Первая | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы|   Хронограф | Портреты, беседы, монологи |Путешествия |Статьи |Гостевая книга