Homo sapiens ludens
Сдвиг философии: через слово – в будущее
Игорь Шевелев
Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под ред. Григория Тульчинского и Михаила Эпштейна. – СПб.: Алетейя, 2003, 512 с. (Тела мысли)
Я вдруг вспомнил, как много лет назад защищал диплом на философском факультете МГУ. Тема была - отрицание морали в учении Маркса. Говорил очевидные, как мне казалось, вещи, что традиционную мораль Маркс рассматривал как слепок товарно-денежных отношений. И, стало быть, логика «Капитала» вполне приложима к его этике, а также к маячащему за ней мистическому учению о новых отношениях между людьми, когда они выйдут за схему товар-деньги-товар. По этому поводу заведующий кафедрой этики, человек с виду добродушный, пробурчал: «Игра ума». Я подивился, считая всю философию игрой ума, а чем же еще? Приводным ремнем партии в построении коммунизма в СССР, что ли? Я ничего не ответил профессору, который потом жизнью доказал, как надо использовать философию в прагматическом ключе: его разжаловали в простые преподаватели моральных учений то ли из-за развращения малолетних, то ли по случаю сожительства со студентками.
Я к чему это вспомнил. Читая «Философский проективный словарь», я наслаждался именно заключенной в нем откровенной игрой ума, из которой только и могут следовать серьезные вещи. А не наоборот, когда умным видом и речами прикрывают внефилософские проказы и праксисы.
Книга не просто являет собой нам философию, которая в условиях постмодернизма преодолевает узкую специализацию, соединяясь с игрой, с литературой, с понятийной метафорикой. Она демонстрирует сам метод проектирования новых идей и подходов, соединяющихся в едином поле прощупываемого мыслительного будущего.
Категории «интересного», «любопытства и отвращения» это не просто словарные статьи в книге, но и то, чем пронизано восприятие ее читателем - мыслящего и рефлектирующего по ходу чтения. Выявляется плодотворность самой словарной формы, когда стыкуемые по алфавиту статьи вдруг дают единую картину еще не существующего будущего предмета мысли. Налицо «искусство и технология создания концептуальных полей и концептуальной среды, в которой происходит плодотворный обмен идей и порождение новых понятийных систем, философских учений, интеллектуальных движений».
Это поистине «веселая философия». («Веселье», как категория «играющего» мышления, тут же в книге анализируется). Только здесь, наверное, и можно найти такие статьи как «…» (знак пробела), «Как бы», «Теология слуха», «Недо», «Упаковка», «Трэш и спам», «Мудрость».
Уже в предисловии определяется отличие данного словаря от обычных. Последние фиксируют термины, использованные в прошлых текстах. Проективный словарь впервые использует термины, которые еще только могут быть введены в профессиональное обращение. Это те новые слова, в которые упакован новый смысл.
Именно так. Характер текста определяется энергией лежащего в его основе понятия. Новое понятие ведет к новому типу текста. Система новых понятий – к иному философствованию, разбрасывающему веер возможных текстов. Так и этот словарь – не собирает уже известные термины, а синтезирует лингвистический жизненный порыв к перемене смыслов. Вначале было не слово. Вначале было « », место значимого молчания, пограничное словам. Данный словарь нащупывает место пробела между нами и будущим.
Мировая философия носит в настоящее время вполне кризисный и переходный характер деконструктивизма и постмодерна. Русской мысли, как всегда, легче предложить выход в будущее, поскольку она обладает весьма приблизительным прошлым и зияющим настоящим.
Данный словарь можно рассматривать как попытку выхода из философского постмодернизма, что является парадоксом, поскольку философия в России отсутствует в любом виде. Тем более постмодернистском. Но если отечественную философию будущего с чего-то и начинать, то, конечно, со словаря, в котором открыта полная картина того, что по отдельности как бы не существует. Ненаписанная симфония дана в одновременном «алфавитном» звучании.
Это то, что в словаре определено как русское «мыслительство». Для Запада оно – еще не философия. Для нас, ознакомившихся с западной мыслью, – уже не философия, панацея от западных аналитических тупиков.
Остается
добавить, что практически две трети словаря
написаны Михаилом Эпштейном, профессором
университета Эмори (Атланта, США). Что не
случайно. Словарь соотносится с его
монографией «Философия возможного»,
вышедшей в том же издательстве два года
назад, с созданным им еще в 1986 году в
московском клубе «Образ и мысль» Банком
новых идей. А также с его многочисленными
книгами, статьями, объемными проектами –
ИнтеЛнет, Книга книг, Веер возможностей, Дар
слова. Все это, составлявшее проблемное
поле его работ, сложилось в единую
конструкцию, доступную для обозрения и
проецирования будущего целого.
Первая
| Генеральный каталог | Библиография | Светская
жизнь | Книжный угол
| Автопортрет в
интерьере | Проза | Книги
и альбомы | Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия |
Статьи |