Не надо делать из заказчика
идиота
Мэтры
"бумажной архитектуры" повлияли на
мировой процесс, но не смогли справиться с
давлением времени и начальства
Игорь Шевелев
Бумажная
архитектура - исключительно русское
явление, заявившее о себе 1 августа 1984 года,
когда в редакции журнала "Юность"
открылась выставка молодых архитекторов,
поразившая буйством идей. Работы свои они
смело отправляли на международные выставки,
где на них дождем посыпались премии.
Русская бумажная архитектура, а другой
тогда и быть не могло, была признана мировым
явлением. С тех пор молодые гении стали
мэтрами, а первый в мире социализм -
доморощенным капитализмом. В том же
доморощенном стиле бурно расцвела
архитектурная Москва. Такое ли будущее
зодчества виделось из 84-го?
На этот и другие
вопросы отвечает известный архитектор и
художник Юрий АВВАКУМОВ, неофициальный
глава и куратор русской "бумажной
архитектуры" 80-х годов.
-
Отечественная "бумажная архитектура" -
уже часть истории. Осталось ли само
поколение тех архитекторов "бумажным"?
- "Бумажная
архитектура" - завершившийся феномен.
Возникшая в начале 1980-х годов, к 1988 году она
практически прекратила свое существование.
Но тех, кто получал тогда первые премии на
международных конкурсах, могу перечислить:
Белов, Бродский, Уткин, Буш, Хомяков, Лабазов,
Чельцов, Кузембаев, Кузин. Сейчас они строят
вполне реальные вещи - от квартиры до
кладбища, от виллы до стадиона.
-
Из этого списка вы выпали?
- Это личное. У меня
конвейерофобия. Меня мутило, когда я
представлял, что у меня будет бюро и я буду
штамповать квартиру за квартирой. Но сейчас
такое "специализированное" время: один
становится лучшим специалистом по виллам в
классическом стиле, другой - по
спорткомплексам, третий - по фонтанам. Я из
этого времени, к сожалению, выпадаю, хотя
психологически чувствую себя комфортно:
позавчера выполнил интерьер ресторана для
Бильжо, вчера - реконструкцию архитектона
Малевича для Третьяковской галереи, завтра
будет скульптура в Бухте Радости,
послезавтра - выставка моды в Лондоне.
-
Художественный плюрализм был принципом
выставок "бумажной архитектуры". По
душе ли вам разностилье новой Москвы?
- Это совсем разные
вещи. Когда бумажные выставки
путешествовали по миру, многие зарубежные
коллеги спрашивали, как это все у вас
уживается. У нас, мол, модернист с
постмодернистом рядом не сядет, а у вас на
одной выставке "классицист" Филиппов с
"конструктивистом" Аввакумовым. Мне
кажется, важнее другое - двадцать лет назад
стиль перестал быть единственной
коммуникацией. Идея, концепция оказались
важнее. Но концепция невозможна без
формального языка, без стиля - и вот каждый
выбрал себе свой. И когда вокруг все
говорили на новоязе, этот вавилонский базар
казался Эдемом.
Совсем другое дело - то,
что происходит в Москве сейчас. Я все-таки
представляю себе архитектуру как занятие
образованных людей. А когда перед тобой
случайное цитирование наспех
перехваченных образцов, не складывающихся
во внятную картину, это не искусство.
-
А что?
- Есть такое понятие в
русском языке - "халтура". Надо быстро
сделать, получить деньги, пересчитать,
опять сделать. Вопросы качества, а равно и
морали не поднимаются. Халтура, как мы
помним, очень была развита в годы застоя.
Все где-то халтурили, и архитекторы не
исключение. Сейчас, когда Москва становится
все больше похожа на Лас-Вегас, а нас
уверяют, что в этом ее историческое
своеобразие, начинаешь думать о
профессиональном уровне архитектора.
-
Но он скажет, что делает то, что заказчику
понятнее.
- Не надо делать из
заказчика идиота. Заказчик может быть не
всегда образован, но, если с ним поговорить,
окажется, что он все понимает. Во всем мире
деньги необязательно оказываются в руках у
самых умных и порядочных людей. Но есть язык,
на котором архитекторы общаются со своими
клиентами и договариваются. Тот же самый
наш заказчик 15 лет назад слыхом не слыхивал
про Армани. Но как только появилась
возможность ездить и покупать, начал
покупать этого самого Армани. Заказчику
надо, чтобы ему было понятно, удобно, хорошо,
модно, легко и так далее. Так что проблема не
в заказчике.
-
Все-таки в исполнителе?
- Конечно. Мы ведь из
бумажной ли, из советской ли архитектуры, но
вышли в архитектуру капиталистическую, не
имея приличного образования - полтора
института с устаревшим преподаванием на
всю страну, без науки, без культуры. Наша
архитектура страшно далека от народа, от
общества. Ею по-прежнему руководит
начальство, она не в состоянии развиваться
самостоятельно. Плюс огромное число
бесхозных зданий, за которые, как
выяснилось, нужно платить. Вот наследство,
которое мы получили. А что бумажная
архитектура? Мираж оазиса в пустыне. Это
несчастье и беда нашего поколения.
-
Но без вашего поколения вообще ничего бы не
сдвинулось. Разве случайно, что "бумажная
архитектура" появилась в начале 80-х и к
перестройке, по сути, исчезла?
- Да, главное, что
принесла "бумажная архитектура", - это
персональное переживание свободы. Свободы
от начальника, от худсовета, от привычки.
Наши конкурсные малявы нашли своих
квалифицированных читателей, оказалось,
что мы не уроды, не хуже других и могли бы
многое. Нас, как детей, похвалили, и мы, как
дети, обрадовались.
-
Сейчас эта свобода опять ограничена
реальностью, хоть и иного свойства?
- Даже не столько
реальностью, сколько человеческим фактором.
Если архитектор должен кормить жену, детей
и десяток сотрудников своего бюро, наверное,
он будет больше склоняться к компромиссам с
реальностью. Поэтому бунт, в том числе
творческий - прерогатива молодежи.
-
В среде молодых архитекторов вы видите
возможность нового прорыва?
- Я не вижу, но, может,
это возрастной дефект моего зрения. При
советской власти мы устраивали больше
выставок, чем нынешнее поколение. И три
могилки на "Арх-Москве" - это, конечно,
правильный лозунг, но, в отличие от бумажной,
не архитектура. "Музей исчезнувших домов"
Бродского/Уткина 1984 года - высказывание на
ту же тему гораздо более серьезное и
профессиональное. Но дело не в том, что я не
вижу, кого благословить. До 16 лет все мы
гении, проблемы начинаются потом. Нет
системных перемен ни в образовании, ни в
самой профессии.
-
Но кроме заказчика и исполнителя есть общие
экономические составляющие. Не является ли
московская архитектура последствием
особой "московской экономики"?
- Архитектуру называют
"застывшей музыкой", а я бы в данном
случае назвал ее "застывшей экономикой".
О коррупции говорилось столько, что и
прибавить вроде нечего. К тому же и опасно -
а ну как подадут на тебя в суд, как на
историка Комеча, вся вина которого в том,
что он учит нас читать город, как Красную
книгу. Но коррупция есть и в цивилизованных
странах. И памятники культуры гибнут не
только в Москве и Афганистане. Вопрос в
реакции общества. Если оно борется с
болезнями - оно нормально, и архитекторы
достойные для него найдутся. Не свои, так
иностранные, как это в истории России много
раз бывало. Так что не только архитектор у
нас не готов сегодня работать на
международном уровне, мы все не вполне
готовы.
Первая
| Генеральный каталог | Библиография | Светская
жизнь | Книжный угол
| Автопортрет в
интерьере | Проза | Книги
и альбомы | Хронограф
| Портреты, беседы, монологи
| Путешествия |
Статьи |