Игорь Шевелев
Соавтор
самого себя
Б.
Акунин и Г. Чхартишвили в кладбищенских
прогулках по миру
В конце октября на
прилавках книжных магазинов должна
появиться новая книга Б. Акунина «Кладбищенские
истории». На сей раз автор знаменитых
фандоринских детективов выступает в паре с
соавтором – литературоведом и
культурологом Григорием Чхартишвили,
который, в свою очередь, когда-то
сочинил самого Б. Акунина. Книга необычная.
То есть, отличаясь от того, что пишут они
поодиночке, очень напоминает то, что пишет
каждый из них. Но самое поразительное в
интервью с размножившимися авторами то, что
они отвечали на вопросы в единственном
числе: «я», «мои», «меня». Еще одна
детективная загадка.
-Читатель уже привык к сочинениям
Акунина, некоторые помнят статьи и книги
Чхартишвили. Насколько сочиненное ими
вместе отличается от книг каждого порознь?
-Книга «Кладбищенские истории» непохожа на другие мои тексты. Во-первых, я писал ее очень долго, целых пять лет, небольшими фрагментами. Это такое вышивание крестиком для самого себя, во всяком случае, в той части, которую написал эссеист Чхартишвили. Вторая половина этого «Тяни-Толкая» - беллетрист Акунин, конечно, постарался сделать книгу менее занудной. Он написал к шести эссе Чхартишвили про шесть кладбищ - по рассказу. В них фигурируют и Оскар Уайльд, и Карл Маркс, и Салтычиха, и привидения, и даже Эраст Фандорин.
-Готовы к читательскому ажиотажу и
новому коммерческому успеху?
-О коммерческом успехе, в данном случае, я как-то не думал. Эта книжка вроде моих пьес – массовик-затейник в отпуске. Поэтому и тираж не триста тысяч, а только пятьдесят. Свои коммерческие серии я выпускаю в трех издательствах, с которыми меня связывают долгие отношения – «Захаров», АСТ, ОЛМА. А тут, поскольку книжка особенного рода, и особенных доходов не сулит, я отдал ее своим друзьям Сергею Пархоменко и Варе Горностаевой, которые затеяли маленькое издательство «Колибри». Это их первая книга. Надеюсь, что эта история не станет для «Колибри» кладбищенской.
-Насколько я помню, Чхартишвили начинал
со специфической книги «Писатель и
самоубийство». На прежнее потянуло?
-До некоторой степени. Чхартишвили, в отличие от Акунина, автор неигровой, а, значит, менее подверженный изменениям.
-Тогда остается только спросить, какое
место кладбища занимают в вашей жизни?
-Скорее, после жизни. Это книга не столько про места, где закапывают трупы, сколько про загадку Времени и про то, что все, когда-либо жившие на земле, на самом деле никуда не исчезают.
-То есть смерть пронизывает и культуру,
и литературу?
-Ну, разумеется, пронизывает. Смерть, как это ни глупо звучит, главное событие в человеческой жизни. Полагаю, люди, которые не боятся смерти и никогда о ней не думают, - а есть и такие, - органически неспособны к восприятию искусства.
-Как писалась эта столь важная, видимо,
для вас книга?
-Первое эссе, про старое Донское кладбище, я опубликовал в сборнике «Неофициальная Москва» еще в 1999 году. Второе – про лондонский Хайгейт в 2000 году в «Geo». Поиск «правильных» кладбищ, - о том, что это такое, вы узнаете из книги, - занял много времени. География книги – от Иокогамы до Бруклина. Причем, на некоторые кладбища пришлось ездить не однажды, чтобы проверить, не ошибся ли я в своем диагнозе. Так, два раза я ездил в Японию, два раза в Иерусалим, а на Пер-Лашез пришлось прокатиться аж три раза. Меня смущало то, что там до сих пор продолжают активно хоронить, а я терпеть не могу действующих кладбищ.
-Откуда такая «некрология», особенно,
если вспомнить книгу «Писатель и
самоубийство»?
-Это не некрология и не некрофильство. И даже не самурайское: «Каждое утро, просыпаясь, приготовляйся к смерти». Это попытки понять что-то важное, - может быть, самое важное, - про жизнь. И «Писатель и самоубийство», и «Кладбищенские истории» - вопросы, заданные самому себе, некий путь, который мне нужно было пройти.
-Вы его прошли или еще предстоят какие-нибудь
телевизионные экскурсии по кладбищам мира (телеканалы,
не зевайте!)?
-Нет, с кладбищами все, хорошего понемножку.
-А не похоронили ли вы заодно и своих
акунинских героев, поскольку жаловались на
усталость от них?
-Да, что касается усталости, я как раз весь этот год отдыхал от своих серийных романов и думал, как жить и сочинять дальше. Отдохнул. Придумал. Буду продолжать.
-Поскольку вы ударились в соавторство с
самим собой, не могу не спросить о вашем
давнем проекте «Тандем» - писать совместные
детективы с Татьяной Толстой, Людмилой
Улицкой?
-Увы. Мне это по-прежнему
интересно, но пока руки не доходят. Может
быть, в будущем.