Игорь Шевелев

 

Последние счастливые люди на Земле

Аборигены всех стран, еднайтеся!

 Марло Морган

В годы застоя, чтобы не иметь дела с партийно-чекистской властью, интеллигенты имели обыкновение «уходить в природу». В наше время место изгвазданной природы занимает эзотерика. Но когда сенатор от Чувашии, он же председатель Еврейского конгресса, обладатель «черного пояса» по карате, миллионер, муж президента федерации по аэробике и владелицы мировой сети фитнесс-клубов, оказывается видным каббалистом, уверяющим, что многие в российской власти увлечены этим тайным средневековым учением иудаизма, то интеллигентные маргиналы начинают искать более экологически чистые островки сокровенного знания о душевном покое и тайнах мира.

Прибежище для интеллигента – по-австралийски

Только что вышедшая на русском языке в издательстве «Гаятри» книга американки Марло Морган «Послание с того края Земли» называет такой адрес. Это пустыни Австралии, где живут разрозненные группы аборигенов, находящиеся в счастливом симбиозе с породившей их землей.

Не знаю, у каждой ли книги есть своя судьба, но судьба книги Марло Морган потрясает не меньше, чем то, что в ней написано. Начать с автора. Биохимик и специалист по акупунктуре, Марло Морган, выйдя на пенсию, получает приглашение от коллеги поработать в Австралии. К тому времени она развелась с мужем, дети выросли, можно ехать за тридевять земель. Австралия – страна благополучия. Но политкорректную Марло Морган поразила дискриминации коренного населения, которых все считают вымирающими недоумками. Ничему научить их нельзя, поскольку в любой момент они могут уйти, посчитав, что им необходимо быть в другом месте. Поэтому же не могут работать. Живут на пособие, пьют, нюхают клей, вымирают. Она попробовала собрать молодых людей и организовать нечто вроде фирмы по производству жалюзи.

В какой-то момент она получает приглашение на встречу с аборигенами на другом конце континента. Купила новое платье, билет на самолет, заказала номер в гостинице, решив, что предстоит банкет с благодарными коренными жителями. Вместо этого ее вывезли на машине в пустыню, сожгли все ее вещи, деньги и драгоценности, выдали грубую хламиду и предложили пожить с племенем в течение трех-четырех месяцев в пятидесятиградусную жару, питаясь, чем судьба пошлет. Мол, они, аборигены, не против.

Описание этих месяцев, прожитых наедине с «благородными дикарями», о которых мечтал Жан-Жак Руссо и Лев Толстой, составляет содержание книги Марло Морган. Питаться жареными червями, завернутыми в листья, и муравьями, прилепленными к облизанным пальцам, быть сожженной палящим солнцем и при этом абсолютно счастливой, обретя новую гармонию отношений с миром, - вот о чем, в двух словах, книга.

Марло Морган кочевала несколько месяцев с одним из племен аборигенов, которые всячески избегают контактов с белым населением Австралии. По сути, они живут вне закона. В переписи не участвуют, налоги не платят. Цивилизованные граждане даже не знают об их существовании. Здесь свои имена, обычаи, игры, законы, мировоззрение. Обладая навыками научного мышления, автор описывает то, что выходит за его пределы.

Бестселлер-самиздат

Вернувшись в Америку, Марло Морган записала случившуюся с ней историю в назидание малолетнему внуку. Знакомых заинтересовали ее каракули. Самая привередливая попросила напечатать историю на машинке. Машинопись попала в библиотеку, и там разошлась среди читателей. История сама по себе чудесная, поскольку в начале 1990-х этот самиздат расходится по Америке в количестве 250 тысяч экземпляров, пока права на рукопись не покупает крупнейшее издательство за пару миллионов долларов. После чего книга держится в списке бестселлеров 31 неделю, расходится в переводах в 34 странах и, спустя десять лет, добирается до России.

Какая наша первая мысль? Типа «у российских собственная гордость», австралийские аборигены - тьфу, попробовала бы она оказаться в какой-нибудь рязанской или смоленской глуши, посмотрели бы мы тогда на нее.

Впрочем, Марло Морган достаточно было видеть на презентации книги, чтобы понять недостаточность этой мысли. Немолодая женщина так рассказывала больше часа о жизни среди аборигенов, об их нравах, обычаях, взглядах на мир, об их глубочайшем равновесии с землей, небом, вечностью, друг другом и собой, что десятка два пресыщенных московских журналиста, непонятно как оказавшиеся здесь в промежутках между фуршетами, летучками, писанием заметок на скорую ногу и другими презентациями, только открыли рот.

Сам по себе ее рассказ был чудом общения, которое, учтем, велось через переводчика. «Если ты стоишь в очереди за почтовыми марками, - говорила Марло Морган, - ты понимаешь, что на общение с человеком, который стоит впереди тебя, и с тем, который позади, тебе отведено тридцать секунд из той вечности, откуда ты пришел и куда уйдешь. Представляете, какое счастье воспользоваться этими мгновениями». М-да…

Ага, понимаешь ты, расширенное сознание - это ничего особенного. Это просто общение с другим. Ты думаешь, это другое замкнуто и нехорошо? Нет, это тебя что-то гложет и не дает слова сказать в простоте. Расслабься.

Пасмурно затхлый московский денек Марло Морган не отпугнул и не удивил. Она ездила с презентацией своей книги по десяткам стран и видела все. Аргентинцы носили ее на руках. В Китае отправили, кроме городов, в деревню, где был один грамотный. Поэтому две недели до встречи жителей деревни сгоняли в сарай и в обязательном порядке прочли книгу. Во время встречи автору дали строгое указание: с места не вставать, вопросов не задавать, на вопросы не отвечать. После выступления перед молчащими аборигенами посадили в машину и отвезли в гостиницу. Не нам гордиться уникальным безобразием, - мы люди, не более того. Но и не менее того.

Гигиена для аборигена

Американке, поражавшейся дурному качеству туалетной бумаги в Европе, было предложено справлять нужду в пустыне, выкапывая ямку и глядя по сторонам, нет ли змей. Она, к счастью, не знала, что в Австралии две сотни разновидностей змей, из которых семьдесят ядовитых. Идут по пустыне рано утром и поздно вечером, спасаясь от жары в шалашах из веток. Молитвы, танцы, обряды позволяют войти в ритм окружающей природы, в которой все имеет свою цель и соответствие друг с другом. Еду и питье дает мысленное обращение к миру. Тому, кто открыт природе, она открыта в ответ.

Острота слуха, зрения, обоняния дополнена интуитивным ощущением воды, пищи, связью с целостной вселенной. Это и есть духовная жизнь аборигенов. Расстояние определяется количеством куплетов в песне. Усиливаются экстрасенсорные способности. Телепатия – обычное дело.

Сознание женщины изменяется. Организм перестраивается. Она все более входит в жизнь племени. Удивляется чудесному воздействию отваров из трав, мазей на людей, живущих мгновенно-вечной жизнью. У них нет нашего ощущения времени и страха перед ним. Общение без слов возможно у людей предельно открытых друг другу и миру, лишенных тайн частной собственности, семьи и государства.

Живя с аборигенами, автор охотно сравнивала плюсы их естественной жизни с тяготами цивилизованных сограждан, впадающих в депрессию, зависящих от дохода, мнения близких, покрытых паршой амбиций, раздора, закрытости. Аборигены уважают белых людей, сделавших свой трудный выбор в вечности. В отличие от белых, считающих их дебилами и дикарями. Марло Морган демонстрирует обратное.

Американцы - простые люди. Многие из них жутко обиделись на автора. «Послание с того края Земли» вызвало скандал, что удивительно в наши времена, но пошло на пользу популярности книги. Оскорбились этнографы да и сами аборигены, утверждая, что ничего подобного в реальности нет, - все они переписаны налоговой службой.

Через несколько недель пути племя напряглось: дикие собаки динго шли по пятам, считая, что люди тащат кусок тухлого мяса. Белая женщина дурно пахла. Пришлось на жаре выкопать траншею, засыпать ее землей, оставив в тени лицо и продержать так пару часов. Дурной запах остался в земле!

Потом она становится свидетелем, как за день вылечили открытый перелом ноги одного из мужчин племени. Пассы руками, заговоры, снадобья, состав которых не для печати, общий уход за пострадавшим, и назавтра он уже шел, не хромая.

Рассказывая об этом на презентации, Марло Морган живо изображала случившееся на примере конечности одного из присутствующих. Люди – духи, и общение между ними предполагает эмоциональную завершенность отношений, чтобы проблема была исчерпана и не загораживала вечность, будь то сломанная нога, голод или любовь.

Змеи, сбрасывая кожу, учат, подобно другим тотемам, отношениям со вселенной. Тонкая паутина пригодилась одной из женщин племени в приготовлении ловушки для сновидений. Сны - способ увидеть путь предков, иной уровень сознания. Как танец – создание энергетических воронок в семи ключевых центрах тела, это психотерапия племени как единого организма.

Сами аборигены племени называют себя Истинными Людьми, - обычная практика первобытных обществ. Другое дело, что автор считает их людьми, хранящими истину. Они идут по пути Единого, в котором находят свое место все: предки, нерожденные, все живое. Как врач, она понимает, что оказалась среди племени, способного исцелить израненную душу западного человека.

В какой-то момент аборигены подвергают ее главному испытанию, - предлагают вести племя. В итоге, за два дня похода по раскаленной пустыне они не находят ни еды, ни питья. На грани отчаяния и смерти она обретает сверхчувственные способности и находит воду. Вслед за чем ее допускают в святую святых, - пещеру, где хранится время и память племени. После ритуального обряда она узнает о вечности этих существ, готовых в любой момент покинуть Землю в предчувствии истечения их жизненного срока. Она знакомится с человеком, родившимся с ней в один день и год. Она проходит посвящение.

Все это, в лучшем случае, выглядело бы притчей, не обладая какой-то наивной достоверностью, когда немолодая, но живая тетенька учит племя танцевать техасский танец «Одноглазый Джо» под стук барабанов или готовит соус для подливки, которой аборигены никогда не пробовали.

Неотвязный вопрос, было ли это все на самом деле или придумано, - составляет одно из удовольствий при чтении книги. Жить в согласии с миром, а не в борьбе с другими и собой, - да, хорошо, но, кажется, невозможно. По возвращении из Австралии Марло Морган выступает с лекциями и рассказами о пережитом, встречая самую разную реакцию, - от проклятий Ку-клукс-клана и расистов до предложений поставить фильм в Голливуде. «Истинные Люди, - пишет она, - говорили мне, что единственная возможность пройти испытание – пойти на испытание». Она идет на это.

Если тут этнографическое очковтирательство, то бьющее из источника экзистенциального вдохновения, - замысловато и точно сказано в одном из отзывов на книгу.

Новое издательство «Гаятри», выпустившее «Послание с того края Земли» в серии «Терра Мистика», как раз ориентировано на книги, не описывающие некую духовную сущность, но продуцирующие ее. Недаром оно названо по имени жены Брахмы, матери четырех вед, она же – стихотворный размер, жизненное дыхание и молитва, которую брахман мысленно повторяет во время утренней и вечерней молитвы.

Радует, что «Гаятри» открывает сразу несколько серий от «Сказок», «Священных городов» и той же «Терра Мистики» до «Кофейного чтива», рассказов об энергетике еды и секса и творческой автобиографии Джулии Камерон. И авторы, как видно на примере Марло Морган, – новые и более чем неожиданные.

Марло Морган «Послание с того края Земли». Пер. с англ. – М.: «Гаятри», 2005. – 152с. (Терра Мистика)

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи | Гостевая книга