Игорь Шевелев

 

Родник прозы

Новые романы Ольги Кучкиной

 

В Русском ПЕН-центре на Неглинной прошла презентация нового романа Ольги Кучкиной «Вот ангел пролетел» (М. «Время», 2005). Выступавшие на ней друзья известной писательницы и журналистки – режиссер Вадим Абдрашитов, прозаик Вячеслав Пьецух, живописец Татьяна Назаренко говорили о достоинствах, как прозы, так и ее автора, что в данном случае удивительно дополняет одно другое.

 

Многочисленные почитатели Ольги Кучкиной довольны, - одни за другими появляются ее романы в толстых журналах, выходят отдельные издания и сборники. Голос ее прозы все время разный, за ним интересно следить, он обманывает все ожидания, кроме главного – дарования новых открытий. После исповедного «Голоса золы», после автобиографических записок «Голос меня» главным героем «маленького романа» (это такой жанр) «Вот ангел пролетел…» становится бомжиха. Она живет на той городской свалке, которую мы ощущаем рядом с собой, но даже взглянуть боимся в ту сторону, как в свое подсознание, как в возможность личного краха а ну как сами окажемся там? Да и пахнет нехорошо.

Тот же Вадим Абдрашитов, прочитавший книгу и назвавший ее одной из лучших в творчестве Ольги Кучкиной, сравнивает роман по жесткой достоверности показа городского дна с классическим кино времен немецкого экспрессионизма. Поток сознания сорванного с основ человека наполнен, как ни удивительно, великим множеством предметов, лиц, событий, странных слов, отношений. Эта случайная предметность - самая цепкая для памяти. Она и создает одновременно прозрачную и насыщенную атмосферу книги Ольги Кучкиной.

Из этого вселенского мусора возникает история любви и телевидения. На помойку приезжает съемочная группа реалити-шоу. Еще одна история из давно реализуемой автором любовной серии «Философ и девка». Знаменитый телеведущий делает передачу «Большая помойка», она же игра в победителя помойки и в отброс помойки, она же - страшный суд нашей жизни. А еще это вдруг всплывшая из мрака ранних 60-х годов история ремарковских «Трех товарищей», - культурный выброс былого, застрявший в сознании тромб, атавизм сюжетосложения, чужая игра, - непонятно как возникшая, чтобы вести за собой повествование и его героев.

Впрочем, вся история любви оказывается срежиссированным материалом для телепередачи. Это на помойке у вас может быть частная жизнь, поскольку вы никому не нужны. А на большой помойке, куда вас вытаскивают, вас могут только использовать – в качестве урока всем остальным. Не нравится? Ну, так у вас всегда есть малая, как родина, личная помойка, где вас никто не достанет. Ни один из любого числа товарищей.

 

прямая речь

 

- Ольга, долгая журналистская работа помогает вам как прозаику?

- Когда я была маленькой девочкой, я решила, что буду только писателем. Журналистика это так, промежуток. И я знала, что когда стану писателем, то ни в коем случае не буду писать о любви. Потому что это слишком обычно и потому пошло. Все пишут о любви, а я не буду. Потом это как-то заглохло. Может, потому что писать было не о чем, не знаю. Зато теперь все, что я пишу, это – именно о любви.

- Любовью держится проза?

- Да. И жизнь ею держится. Как оказалось. Прозу я начала писать лет пятнадцать назад. До этого была драматургия, потом поэзия. Драматургию я писала мучительно. У меня не получался сюжет, драматический конфликт. Герои непрерывно разговаривали, спорили, высказывали идеи, никак не могли остановиться и разрешить свои отношения. Это как бы ничем не заканчивалось. И вдруг, начав писать прозу, я обрела полное счастье. У меня появился сюжет. Герои с удовольствием начали попадать в разные ситуации. К своему удивлению, я оказалась рассказчицей.

- То есть ваши герои сами начали чудить вам на удивление, вспоминая слова Пушкина о своей Татьяне?

- Да, герои поворачивали сюжет, как им заблагорассудится. Причем, у меня заранее никогда нет никакого замысла, никакой конструкции, здания будущей книги. Я могу начать с фразы, с воображаемого разговора. Книга растет как дерево, как кустарник вокруг, как трава на лужайке. А я просто расширяю это живое пространство.

- На наших глазах происходит мощный издательский выплеск вашей прозы?

- Просто все так сошлось. Вышел книжкой роман «Вот ангел пролетел», печатавшийся в 2003 году в журнале «Дружба народов». В этом же журнале, в апрельском и майском номерах за нынешний год печатается роман «Этаж, или Сомкнулись воды». Еще в одном издательстве никак не выйдет книга, в которую вошли пять небольших романов о любви под общим названием «Философ и девка». Ожидание книги очень мучительно.

- Но перед этим в издательстве ЭКСМО еще вышла книга «Другие голоса» с двумя романами и автобиографическими записками. Вы быстро пишете?

- Как правило, я пишу книгу год. После «Книги золы» я потом год болела. Возможно, потому что она была построена на тяжелом личном материале. Зато героиня «Ангела», бомжиха, совершенно, как мне кажется, на меня не похожа – нос картошкой, волосы спутаны, сама в тряпье с помойки. Но я в нее влюбилась невероятно. Очень интересно было следить за движениями и жизнью тех, кто на тебя не похож.

- Как работалось с новым для вас издательством?

- С издательством все получилось замечательно. Я уже привыкла, что у меня ничего не получается, что все надо пробивать с невероятными усилиями, а я этого делать не умею. А тут все шло настолько гладко, настолько хорошо и любезно с их стороны, что, признаться, я до последнего момента ожидала какого-то подвоха. Но все кончилось выходом книги, и теперь издательство, кажется, готово ближе к осени издать тот роман, что печатается в «Дружбе народов».

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи