Возвращение
Леонардо
Таможня
признается в любви к искусству
|
Дата
публикации 20 мая 2005 г.
|
Исправленную
ситуацию комментируют специалисты. Ирина
Антонова, директор
Государственного музея
изобразительных искусств им. Пушкина: Российская
газета | Как вы восприняли это
постановление? Ирина
Антонова | Мы узнали о нем накануне
Международного дня музеев и были
несказанно рады. Это торжество
справедливости и здравого смысла. Был
какой-то абсурд в том, что
произведения искусства при
пересечении границы и сборе
таможенных пошлин приравнивались к
холодильникам и мебели. РГ
| Насколько
это облегчает реальные отношения
музея? Антонова
| Наши
зарубежные партнеры были в ужасе от
грозившей им практики таможенной
платы. В реальности это означало бы
свертывание культурных программ по
обмену выставками с другими странами.
Более того, было непонятно, из каких
средств оплачивать те выставки, что
уже проходят. Та же Третьяковка,
выставляя у себя огромную выставку
Шагала, не имела бы средств вернуть ее
владельцам. То же и с нашими
выставками. РГ
| Постановление
имеет обратную силу, действуя с 1
января 2005 года. Антонова
| Да,
в некоторых случаях мы и наши партнеры
были вынуждены уплатить свои деньги
за возвращение выставок, не входившие
в первоначальный бюджет. Теперь,
кажется, их нам вернут. Внушает
надежду, что в стране все-таки
возможна какая-то справедливость. РГ
| Отразится
ли это постановление на подготовке
выставочных проектов? Антонова
| Безусловно.
Мы готовили целый ряд выставок,
которые буквально повисли в воздухе.
Сейчас у нас должна быть большая
выставка в Швейцарии. Мы и наши
партнеры уже были готовы отказаться
от проектов в ожидании лучших времен
для культурного обмена. Рада, что
этого не произошло. В декабре у нас в
музее должна быть большая выставка
произведений из Германии, Франции, и
возникали те же проблемы. Огромные
проблемы, как я знаю, у Эрмитажа,
который ведет активную выставочную
деятельность за границей. РГ
| Сыграли
тут роль ваши горячие слова в беседе в
редакции "Российской газеты"? Антонова
| Не
берусь судить, но думаю, что пафос и
энергия всех людей, которые, публично
выступая, донесли до власти абсурд
происходящего, свою роль наверняка
сыграли. РГ
| Еще
какие сложности при обменах
выставками вы бы выделили? Антонова
| Сейчас
все безумно дорожает, - страховка,
транспорт, упаковочные материалы, то
есть те специальные ящики с
определенным климатическим режимом, в
которых только и можно перевозить
шедевры искусства. Видимо, это
объективный процесс, с которым надо
смириться. Большую роль здесь может
играть спонсорство. Хорошо, когда
Аэрофлот выступает спонсором
перевозок некоторых наших выставок.
Но есть еще грузовой транспорт. И так
далее. РГ
| Открыто
ли вам наконец финансирование за этот
год? Антонова
| Только
частично. Не открыто финансирование
на реставрационные работы, на
реконструкцию музея. Осенью, в начале
нового учебного года, мы должны
открыть детский центр при нашем музее.
К сожалению, из-за отсутствия
финансирования со стороны
Минкультуры России эти работы
приостанавливаются. Мы в музее очень
напряжены по этому поводу. Пишем
слезные письма в Минкультуры России и
в Федеральное агентство по культуре и
кинематографии, но пока сдвигов
никаких нет. Анатолий
Вилков, РГ
| Из-за
чего возникла необходимость
нынешнего постановления? Анатолий
Вилков | В связи с принятием нового
Таможенного кодекса были введены
понятия "реимпорта" и "реэкспорта",
которых не касалось освобождение от
налоговых сборов при ввозе и вывозе
культурных ценностей. На этих
понятиях стали выстраиваться
документы правительства. В результате
возникла ситуация, когда выставки,
вывезенные за границу, при возврате
вдруг оказались вынуждены платить до
ста тысяч и более таможенного сбора. И
наоборот, ввезенные в страну выставки
также стали облагаться налогом при
возврате. Нынешнее постановление,
безусловно, сняло возникшее
напряжение. РГ
| Можно
ли сказать, что все сложности решены? Вилков
| К
сожалению, нет. С введением второй
части Налогового кодекса оказались не
предусмотрены ранее существовавшие
льготы для культурных ценностей,
закупленных за границей
государственными музеями и
хранилищами. Исключение сделано
только для особо ценных хранилищ, и то
в случае, если ценности им подарены.
Представьте, что наши музеи
приобретают на зарубежных аукционах
за государственные деньги культурные
ценности и при ввозе их в страну
должны платить НДС, еще 18% от стоимости.
Хорошо, что при этом существуют льготы
на покупку частными лицами. В
результате мы видим, что в Россию
буквально хлынул поток культурных
ценностей, предметов искусства. Это
замечательно. Но почему при этом музеи
и государственные хранилища должны
платить налог, совершенно непонятно. |
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи