И плывет «Ковчег»
Вышел альбом «Избранного» известной столичной галереи
презентация
Игорь Шевелев
«Избранное» галереи «Ковчег» вышло к 15-летию этой одной из старейших московских галерей. Правда, «Ковчег» существует с 1988 года, но задержку с выпуском можно простить из-за роскоши самого альбома, а также в связи с тем, что галерея - муниципальная, случай, практически, уникальный для столичной галерейной жизни.
«Ковчег», безусловно, нашел в ней свою нишу. Это московское искусство ХХ века, связанное с традицией Вхутемаса-Вхутеина, Полиграфического института, с именами В. Фаворского, А. Гончарова, А. Шевченко, других. Не случайно, большая программа «Ковчега» связана с выставками «Незабытые имена». Регулярные экспозиции в залах на улице Немчинова вернули в художественный оборот творчество «негромких» талантливых живописцев, которые в условиях тотального идеологического контроля не имели возможности прямого выхода к зрителю, но продолжали работать. Из созданного круга художников (по большей части, умерших), из архивов, переданных родственниками галерее, создавались тематические выставки «Память нёба», «Сто лет с огоньком», «На солнечном пляже в июне», «Слушали – постановили», которые демонстрировали те маргинальные направления русской художественной жизни ХХ века, которые и советскими назвать трудно. Живые зарисовки Москвы времен нэпа или почеркушки, сделанные мастерами во время собраний, - они, храня ауру прошедшего времени, свидетельствовали о нем с той бытовой стороны, о которой всегда умалчивает официоз, и которая выдыхается из прошедшего первой.
Альбом «Избранное» галереи «Ковчег» как раз и подытоживает работу по сохранению художественной памяти прошедшего века. Выделяются не только такие имена как Александр Лабас, Михаил Соколов, Никита Родионов, Александр Ливанов, как бы соединяющие столетие скрепами традиции, передающейся от художника к художнику, но и - тенденции развития искусства. Начиная с «обещаний стиля» 1920-х годов, впитавших в себя все европейские поиски начала века, и вплоть до подспудных течений «зрелого социализма», которые, развиваясь художниками на свой страх и риск, имели много общих, как выясняется, черт. Традиция буквально передавалась художниками из рук в руки. Большое значение приобрело личное ученичество у тех или иных мастеров. Искусство выживало, несмотря на тотальный контроль. И формы этого искусства, увиденные в ретроспекции, дают пищу не только музейным умам, но и будущему нашей живописи и графики.
Иначе говоря, галерея «Ковчег» позволяет восстановить контекст отечественного искусства ХХ века. Громкие выставки рисунков Сергея Эйзенштейна, бумажной скульптуры Никиты Родионова с актуальными фигурами «Сталина, Рузвельта и Черчилля в Ялте», фотографий Александра Потресова, посвященных разрушению арбатских переулков, - все это тоже находит отражение в альбоме. Поражая множеством боковых ветвей, схожих с сетью капиллярных сосудов художественного организма. Все едино. Каким бы уникальным, забытым или одиноким ни считал себя художник, со стороны виднее, насколько его творчество соотносится с современниками.
Официальный советский канон изобразительного искусства подразумевал, как выясняется, множество боковых тропок побега художника из-под его мертвящей сени. Трава творчества пробивала бетон соцреализма. Эту обочину сознания художника и его эпохи не устает исследовать галерея «Ковчег». Словно готовясь к потопу беспамятства, пытается спасти, сохранить для жизни, для культуры хотя бы по паре творческой твари. В предисловии к «Избранному» кураторы «Ковчега» замечают, что в возращении достойных имен и произведений «от 1910-х годов продвинулись пока до 1960-х, а впоследствии рассчитываем подобраться вплотную к сегодняшним дням».
Надо сказать, что к сегодняшним дням «Ковчег» подобрался тихо, но умело. Вслед за выставками о былой еде, курении и заседаниях, последовал взрыв на ярмарке «Арт-Москва – 2005», посвященный актуальному рисованию в зале самого громкого судебного процесса в России начала XXI века. «Рисунки по делу» открывают, кажется, новую страницу в деятельности «Ковчега» между двумя потопами века минувшего и века нынешнего. Теперь, главное, чтобы хватило места для долгого плавания, чтобы будущая голубка отыскала землю, пригодную для продолжения творческой жизни.
На глазах «Ковчег» становится солидным и полноправным партнером в общении с частными коллекционерами и музеями в подготовке больших выставок. Более того, галерея берет на себя обязанность передавать по просьбе наследников работы отдельных художников в музеи России. Галерейное дело для нашей страны достаточно новое, чтобы мы узнавали о том, что может и должна делать галерея именно по тому, что она делает в действительности.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи