Куда отдавать
все лучшее?
На Волхонке
открылось новое здание Музея личных
коллекций
экспозиция
На открытии
нового здания Музея личных коллекции при
ГМИИ им. Пушкина часто вспоминали имя Ильи
Самойловича Зильберштейна (1905-1988),
инициатора идеи музея, коллекционера, чье
собрание легло в его основу. Илья
Зильберштейн, чье 100-летие будет
отмечаться в ГМИИ большой выставкой «Парижские
находки», не дожил до открытия в 1994 году
прежнего здания Музея личных коллекций.
Нынешний
роскошный особняк рядом с Музеем
изобразительных искусств создан по
последнему слову высоких музейных
технологий: климат, безопасность,
информационный центр. Он возник даже из
двух зданий XIX века,
а проходившая между ними улица была
забрана под прозрачный купол атриума,
который тоже включен в музейное
пространство выставками, лекциями,
концертами.
Но главное это,
конечно, сама экспозиция. В 23 залах на двух
этажах выставлено примерно полторы тысячи
экспонатов из почти семи тысяч,
находящихся сейчас в собрании музея (в
старом здании выставлялось примерно 1100
единиц хранения). Для выставок есть
просторная галерея 3-го этажа, где еще и
уютный медиа-центр.
К открытию
подготовлено два новых собрания,
переданных в дар музея, – Елены Михайловны
Макасеевой, племянницы Утесова, -
интеллигентный интерьер начала XIX
века с мебелью, посудой, картинами,
вышивкой бисером и т. п. Он так целиком и
расположился в одном из залов. Собрание
супругов-филологов Инны Корецкой и Бориса
Михайловского, посвященное художникам
серебряного века, составило зал
символистов.
Кроме того,
появился мемориальный зал Леонида
Осиповича Пастернака, работы для
временной демонстрации в котором
предоставил внук художника Евгений
Борисович Пастернак. Он же сказал на
открытии, что из ста работ Леонида
Пастернака в Русском музее не
экспонируется ни одна, и из такого же
количества в Третьяковке зрители могут
познакомится с единственной. Так что
нынешнее собрание Леонида Пастернака в
Музее личных коллекций – самое
представительное. Тут можно увидеть и
портрет художника работы Браза, и
автопортрет с женой, и множество рисунков,
в том числе, портрет сына, Бориса
Пастернака в молодости с женой Евгенией.
Еще одним
сюрпризом стала великолепная акварель
Михаила Врубеля к «Египетским ночам»
Пушкина, написанная к 100-летию со дня
рождения поэта, хранившаяся до сих пор в
домашнем собрании музыканта Максима
Кончаловского и подаренная им музею.
В том все и
дело, что главная задача Музея личных
коллекций – аккумулировать шедевры из
частных собраний, которые зачастую после
смерти владельцев бесследно исчезают,
распыляясь среди перекупщиков и
антикваров. Сейчас в музее находятся три
десятка личных собраний. Для посетителей
открыты мемориальные залы Святослава
Рихтера, Дмитрия Краснопевцева, коллекция
Александра Рамма. На первом этаже музея
можно увидеть работы знаменитых русских
художников ХХ века – Родченко и
Степановой, Тышлера, Фалька, Лебедева,
Мавриной, Штеренберга.
Как сказала на
открытии директор ГМИИ им. Пушкина Ирина
Антонова, их собрание, соедив в Музее
личных коллекций шедевры западного и
русского искусства, воссоздают контекст
искусства мирового. Работы Коровина, Бенуа,
Добужинского, Боровиковского органично
входят в него.
По слухам,
новое здание Музея личных коллекций
готовили под собрание французских
импрессионистов. Каково же было
расстройство, когда выяснилось, что одна
из его жемчужин – полотно Пьера Боннара не
лезет ни в какие двери нового особняка.
Может, оно вышло и к лучшему.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи