Код Кваренги
В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка русского рисунка и акварели
экспозиция
Игорь Шевелев
Музеи переходят на летний щадящий режим. Достают произведения из запасников для проветривания на публике. Спустя несколько дней после открытия нового здания Музея частных коллекции, в ГМИИ им. Пушкина вернисаж: русский рисунок и акварель XYIII – первой половины XIX века из собрания музея.
Как известно, в Государственном музее изобразительных искусств на Волхонке представлено зарубежное искусство. Однако судьбами пополнения коллекции в собрании есть и русские произведения. В основном, это нумизматика, но есть и графика, а теперь и живопись, поступающая из частных коллекций.
В собрании русского рисунка XYIII – первой половины XIX века, часть которого сейчас экспонируется, насчитывается свыше 1660 экспонатов. Для выставки отобраны около двухсот лучших, по которым можно судить становлении школы отечественного рисования, в основном, с помощью заезжих мастеров. Постепенно дошли до уровня Карла Брюллова, Александра Иванова, Александра Орловского (он, впрочем, позиционировал себя как поляка), Федора Толстого, Павла Федотова. Их рисунки выставлены на балюстраде. А в Белом зале – более ранний период. Тут блещут Чарльз Камерон, Джакомо Кваренги, Жан Франсуа Тома де Томон, Пьетро Гонзаго – легкость штриха, тонирование рисунка необыкновенные.
Сама выставка устроена в связи с выходом роскошного двухтомного каталога, описывающего собрание русского рисунка ГМИИ. В этих альбомах можно разглядеть цветные репродукции работ в гораздо большем количестве, нежели висящих сейчас на стенах. Каталог подготовлен Натальей Ивановной Александровой (1927-2003), долгие годы возглавлявшей отдел музея. Выставка посвящена ее памяти. Ею же была практически закончена подготовка и следующего двухтомного каталога, доводящего научное описание коллекции русского рисунка до наших дней. Его выход дело ближайших лет. При этом Наталья Ивановна инициировала поступление многих рисунков в собрание музея от частных коллекционеров.
Дело в том, что основа коллекции русского рисунка была заложена в середине XIX века собранием Румянцевского музея. В советское время Гравюрный кабинет был закрыт, а основная часть хранящихся там работ передана в Третьяковку. Какая-то часть оказалась и в ГМИИ им. Пушкина. Затем при передаче в собрание музея в середине 1980-х годов частной коллекции Ильи Зильберштейна отдел русского рисунка был значительно пополнен. Именно после этого началось активное приобретение рисунков русской школы у частных коллекционеров.
На открытии выставки искусствовед Г. Вздорнов напомнил, что в Москве существуют приватные коллекции русского рисунка, доходящие до десятков тысяч листов превосходного качества. Он же призвал музейщиков активнее работать с коллекционерами, срок жизни которых значительно уступает времени существования государственных музеев. А нынешнее собрание Пушкинского музея вполне сопоставимо с таковым в Третьяковке и в Русском музее, которые специализируются на отечественном искусстве.
Чем интересна выставка?
Зрительными впечатлениями от
произведений и интеллигентным ощущением
самой атмосферы музея, приобщение к
которой позволяет больше себя уважать.
Чтение же каталога позволяет проследить
за баснословными, а подчас и детективными
перипетиями, связанными с «перемещениями
культурных ценностей» в нашей стране до и
особенно после революции. Хозяев
произведений репрессировали, их собрания
национализировали «на службу народу».
Комплектование наших музеев это
увлекательнейшее чтение: чем страшнее
история для тех, кто в ней живет, тем
интереснее для тех, кто ее изучает. А ведь
мы еще не коснулись проблем подлинности
произведений искусства, аутентичного
прочтения их сюжетов. Надо помнить, что
тайный код есть не только у работ да Винчи.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи