Игорь Шевелев
Сладкая жизнь с Феллини
Месяц недели гения в Москве
Один из организаторов назвал неделю Феллини в Москве (которая, впрочем, растянется на добрый месяц) – едва ли не важнейшим событием и без того щедрой на светские и художественные акции столичной культурной жизни. Возможно, он не преувеличил. Там, где Федерико Феллини, - там карнавал, неожиданность, веселье и небольшой скандал.
Неделя Феллини проходит в рамках кинофестиваля, но при этом разошлась по площадкам, от кино далеких. Открылась она выставкой рисунков мастера в музее изобразительных искусств им. Пушкина. Директор ГМИИ Ирина Антонова, несколько лет назад названная в «Нью-Йорк Таймс» - «железной леди русских музеев», даже посетовала, что череда вернисажей идет у них слишком плотно. Несколько месяцев назад ей позвонил из Канн Никита Михалков, и от предложения провести эту выставку она не смогла отказаться. Тем более это почти продолжением только что закончившейся эпохальной выставки «Россия – Италия: от Джотто до Малевича». Борис Мессерер даже придумал дизайн для выставки Феллини, соединяющий его с квадратами и треугольниками Малевича. К сожалению, по финансовым причинам проект остался неосуществленным.
Но и того, что есть более чем достаточно. Озорные рисунки маэстро, платья, сделанные по его эскизам, экраны, на которых идут его фильмы, а также мультфильм, сделанный Андреем Хржановским и Тонино Гуэрра по рисункам Феллини. Множество итальянцев во главе с президентом провинции Рима Энрико Гасбарра. В том числе композитор Николо Кьовани, работавший вместе с Феллини после смерти знаменитого Нино Рота. Друзья, близкие кинорежиссера. Довольно сказать, что приехал сам Рино Бариллари, «король папарацци», как написано у него в визитной карточке, - прототип всех папарацци, герой феллиниевской «Сладкой жизни»!
Никита Михалков на открытии выставки рассказал о своем знакомстве с Федерико Феллини, как он поцеловал маэстро руку при первой встрече. Друг Федерико и сценарист его знаменитых фильмов Тонино Гуэрра, к сожалению, не смог приехать в Москву, но побывавшая у него недавно в Италии Ирина Александровна Антонова по секрету рассказала, что рисунки синьора Гуэрра можно будет увидеть во время юбилейных, 25-х «Декабрьских вечеров» (вместе с рисунками Дюрренматта, Кокто, Петрушевской, Жаклин Кеннеди, Германа Гессе, Лифаря, Генри Миллера… – неслабая будет выставка под названием «Скрипка Энгра, или Второе призвание).
Тем временем, Винценцо Молика, куратор выставки и друг Феллини, рассказывал, как знаменитый режиссер отказался получать приз Каннского фестиваля за фильм «Интервью», а привез его на московский фестиваль 1987 года, где и получил первую премию из рук Де Ниро, как московская колдунья (в которой легко узнать Джуну) подарила ему только что написанную картину, которая потом хранилась в доме Федерико Феллини до его смерти и которую он очень любил, как он ел пельмени у Сергея Герасимова, похожего на грубоватого и улыбчивого дядю из Романьи.
А светская толпа расхаживала по залам, обычный хозяин которых Поль Гоген, уступив место великому режиссеру, уехал на выставку в Швейцарию, разглядывая рисунки.
Коллега прошептала мне: «Если это не эротические рисунки, то что же они держат для «приватных просмотров» в галерее на Солянке?» Вот именно то и держат. В галерее на Солянке, где проект «Феллини» был продолжен, солидные дяди говорили о шалостях мастера, вечном мальчишестве гения, обуревавших его ощущениях любви и жизни. А зрители или смеялись, или стыдливо краснели, или проводили ученые параллели с недавними выставками подобных «потайных рисунков» Сергея Эйзенштейна, рассуждая об эротической участи классика. Как заметила известный телеведущий и культуролог Светлана Конеген, рисунками Феллини вполне можно иллюстрировать учебник по сексопатологии.
Эротические рисунки пересказывать мудрено, к тому же некоторые из них напечатаны в каталоге, которые можно купить на выставках. Сам Федерико Феллини считал свои рисунки - «каля-маля», никому не показывал, при случае выбрасывал, но друзья знали, что от гения должно сохраниться все. В музее Феллини в Римини они сегодня занимают почетное место, но на широкой публике многие из них демонстрируются впервые. На выставке 2003 года в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, подготовленной к десятилетию со дня смерти Феллини, кое-что демонстрировалось, но по сравнению с нынешней выставкой в Москве это едва ли треть.
Любимые Феллини женщины большого веса ходили вместе с лилипутами по залам, приветствуя гостей, любимый режиссером композитор наигрывал мелодии из его фильмов, с уст посетителей не сходили волшебные слова, оживленные великим мастером: дольче вита, папарацци, миа Рома…
И, как полагается в сладкой жизни, третий день презентации недели Феллини прошел в ресторане «Адриатико», где лилось рекой итальянское вино, модный повар угощал барашком и пирожными с живыми фруктами, и где все затмил композитор Эннио Морриконе, заехавший в Москву на свой концерт. Показ платьев знаменитых итальянских актрис на вечерних верандах в центре российской столицы в самый длинный день в году тоже, казалось, был срежиссирован задорным Федерико Феллини, посмеивавшимся из-за гроба.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи