Фабрика
искусств
Сначала
приходят художники, потом дорожает земля
Архитектура
Игорь Шевелев
В Москве
появилось новое модное место - галерея
Артплей. Это часть бывшей огромной
шелковой фабрики «Красная роза» им. Розы
Люксембург на улице Тимура Фрунзе. Тут
модные кафе и рестораны, певица Земфира
встречается на презентации с народом и
олигархами, проводятся художественные
акции, вроде непрерывной выставки молодых
художников, выставляющих, что хотят, но
только на один день. Там же недавно прошла
большая, этапная выставка-акция «PlayGround»,
соединившая новые архитектурные и
художественные идеи с освоением
пространства, вроде бы никак для искусства
не приспособленного.
С вопроса об
этой выставке началась наша беседа с ее
куратором, известным архитектором Юрием
Аввакумовым. Но затронутые проблемы
оказались намного шире. Они связаны с
дальнейшим развитием архитектуры в Москве
и в России.
Российская
газета | Какую цель вы преследовали,
затевая явно некоммерческую выставку «PlayGround»
в месте, ставшем модном, но совершенно с
виду неприспособленном для искусства?
Юрий
Аввакумов | Такую выставку я хотел сделать
давно, еще со времен расцвета «бумажной
архитектуры» в 80-е годы, когда понял, что
упражнения на бумаге должны перейти к
упражнениям в пространстве. Нас ведь в
институте не учили (и по-прежнему не учат)
трехмерному переживанию. И вот группа
архитекторов, только что перебравшихся со
своими студиями в дизайн-центр «ArtPlay»,
попросили меня такую выставку собрать.
Та часть, где проходила выставка, - подвалы,
лестницы, антресоли, крыша, - это,
собственно, стройплощадка, временно не
освоенная. Причем, это бывшая фабрика, то
есть цеха, своды, колонны, кирпичная кладка,
штукатурка, металлические балки, колонны, -
сложная среда.
РГ | Это было
опробование некоторых архитектурных идей?
Аввакумов | Я
приглашал художников, использующих в
своих работах архитектурные идеи, и
архитекторов, участвующих в
художественных акциях. Речь шла как об
интеллектуальной подоплеке - “форма на
фоне ландшафта”, так и об интуитивной
перекличке произведений разных
художников в неоднородном пространстве.
РГ | То есть
обычно берется некое пространство для
выставок, а тут сама выставка создает
вокруг себя нужное пространство?
Аввакумов | О
какой бы галерее мы не заговорили -
Третьяковской, районной или галерее Айдан
– мы будем иметь в виду нейтральное
конвенционное пространство. В московском
художественном мире практически не было
выставок в сквотах, то есть в помещениях
типа заброшенных ангаров, складов, бывших
фабрик, жилья, предназначенного под снос.
Можно вспомнить, что центр Берлина начала
1990-х годов чуть ли не весь состоял из таких
сквотов. А сегодня Августштрассе, десять
лет назад забытая людьми и Богом, стала
одной из самых дорогих улиц Берлина-Митте.
Сначала там появились художники, заняли и
обжили пустующие дома, стали устраивать
выставки. За ними пришли галеристы. За
галеристами пришли модные рестораны. За
модными ресторанами – бутики. Вслед за
этим дорожает земля в этом районе,
поскольку он становится престижным.
Выставка «ИгроваяПлощадка» была
восполнением этого отсутствующего у нас
опыта работы со сложными – по фактуре,
цвету, экспрессии, - пространствами.
РГ | На
выставке само пространство поражало не
меньше экспонатов.
Аввакумов | Да,
некоторые говорили: «Ух, какое место
замечательное!» На самом деле, как только
сняли работы и отключили свет, оно
вернулось в первоначальное состояние
старого, грязного подвала. Когда в нем
рабочие, то видно, что стройплощадка.
Ничего особого. Привлекательным место
становится, когда в нем живет произведение
искусства. На “ИгровойПлощадке” многие
из них вступили между собой в диалог.
Бархин неожиданно срифмовался с
Алимпиевым, Корина – с Бродским, Кулик – с
молодым и прогрессивным венским
художником Младеном Бизумиком, Голубой
Суп с англичанами Ланглэндс и Белл...
РГ | Диалог в
пространстве – это ведь, по сути, и есть
архитектура?
Аввакумов |
Естественно. Все сказанное о выставке
можно перенести на поле реальной
архитектуры. Как здания разговаривают
друг с другом, как они осваивают и
формируют городские площади и улицы,
насколько архитекторы похожи на
художников, насколько деятельность
главного архитектора города сопоставима с
ролью куратора? Вот о чем, на самом деле,
была эта выставка. Конечно, я говорю
о достаточно утопической модели города
как произведения искусства.
РГ | А можно ли
этот опыт применить для обживания
достаточно жуткого, промышленного
городского района, каких в Москве более
чем достаточно?
Аввакумов |
Тот же Берлин, западная его часть, еще во
времена «железного занавеса» начинала
обживаться при помощи строительной
выставки «Интербау», куда специально
приглашались лучшие архитекторы мира, и
многим из них предлагалось проектировать
вполне реальные сооружения на вполне
реальных местах города. При том что были
ясны геополитические трудности, -
Берлинская стена, анклав, окруженный
советской зоной. Никакого строительного
бума, случившегося через много лет, и
представить было нельзя. Но было важно, что
на “Интербау” обкатывались идеи, как в
тело сохранившегося старого города
врисовываются новые архитектурные формы.
То есть инсталлирование архитектуры в
городскую среду сродни художественному
акту, продемонстрированному на нашей
выставке, где произведение реагирует на
сложное пространство, а зрители - на то и
другое.
РГ | Почему тот
строительный бум, что наблюдается сейчас у
нас, не перейдет в бум архитектурный, как
вы думаете?
Аввакумов | Ну,
прогресс есть. У нас строят и проектируют
год от года все лучше. Архитекторы уже
ездят на венецианские биеннале не за
туристическими впечатлениями, а за новым
опытом. В Москве непрерывно проходят
лекции лучших западных «звезд»
архитектуры. Это все приносит плоды.
Другое дело, что сами по себе никакие «звезды»
ничего не изменят. Пока все это не уложится
в общую систему, где культурные приоритеты
играют не меньшую роль, чем экономические,
никаких перемен не будет. Можно вспомнить
известный анекдот про Владимира Ресина,
который, съездив в Венецию, сказал: «Да, там
ремонтировать и ремонтировать!» Видеть и
понимать, как мы знаем из истории
искусства, - это разные вещи. О чем говорить,
если имя Малевича, если судить по
последним передачам нашего ТВ - не просто
ругательство, а богохульство. К нам
приезжает Арата Исадзаки и половину
лекции рассказывает про Малевича. Кому-то
может быть скучно, но в зале сидят студенты,
которым пока никто таких лекций не читал.
РГ | В
российской провинции есть положительные
опыты архитектурного строительства?
Аввакумов | Я
не эксперт по провинциальной России,
достаточно провинциальной Москвы. Я был
недавно в Вене, где сецессион
разворачивается на фоне замечательной
барочной архитектуры. Не отменяет ее, а на
ее фоне выглядит бриллиантом на роскошном
платье. Разница между их барокко и их арт-нуво
примерно та же, как между нашим
классицизмом и конструктивизмом 1920-х
годов. Такой художественный контраст мог
бы возникнуть между сталинской
архитектурой и архитектурой начала XXI века.
РГ | То есть
сталинская архитектура это уже наше «барокко»?
Аввакумов | У
каждой страны есть свои архитектурные
взлеты. Наш пик случился в 20-е годы.
Печально то, что этот пик сейчас
уничтожается на наших глазах. И кроме
группы интеллигенции числом в три тысячи
человек, подписавшей в прошлом году письмо
о разрушении Москвы, никто, видимо, так не
считает. Да, современная архитектура
становится лучше. В провинции происходит,
наверное, то же, что в Москве – в меньших
масштабах. Жизнь налаживается. Ужасно, что
к тому моменту, когда она совсем наладится,
у нас от исторической застройки городов
ничего не останется.
РГ | Зато будет
чистое поле для архитектурных опытов?
Аввакумов |
Наверное. На этом фоне любопытен опыт «Красной
Розы». Она не разрушена, не “восстановлена”
под Манеж, а минимальными средствами
переоборудована в культурный и деловой
центр. Причем, как я понимаю, там и с
экономикой все в порядке. Безоткатная
реконструкция. В этом ключе была сделана и
наша выставка. Можно было эти сырые стенки
просто зашить гипсокартоном, и развесить
на них так называемое искусство. А можно
вообразить эти стены и облезшую
штукатурку как городскую среду, куда
вплавлены художественные произведения –
органично, как ткани Кирцовой, или резко
вызывающе, как вентиляционный агрегат
Кузембаева.
РГ | Опыт
преобразования мертвых промышленных
районов Москвы?
Аввакумов |
Собственно говоря, не новый. Все
американское искусство, завоевавшее мир,
появилось на Манхеттене, откуда в 1950-е годы
съезжала промышленность. Образовались
огромные фабричные пустоты, которые за
бесценок сдавались художникам. Те
оказались в огромных мастерских. А
художник, сидящий в каморке, и он же в
фабричном цехе - это два разных художника.
Минимализм, например, появился, вовсе не в
маленьких студиях, а от совершенно нового
ощущения пространства, в широком смысле
пространства искусства. И когда ты внутри,
то все тело вибрирует от энергии, которой
насыщено пространство целиком, а не только
сам по себе объект искусства. То же, кстати,
относится и к лэнд-арту.
РГ | Новое
пространство породило новое искусство?
Аввакумов |Между
прочим, многие уже музеи в Америке и в
Европе открыты в бывших производственных
сооружениях. И в них экспонируется
искусство, начало которому было положено
полвека назад на американских фабриках.
Когда у художника одна инсталляция
размером в тысячу квадратных метров, это
производит совершенно ошеломляющее
впечатление, которые никакие каталоги не
передадут. И это уже классика.
РГ |
Возвращаясь к началу. «PlayGround», - игровая
площадка искусства, - объявлена была
ежегодной акцией. Но ведь нынешнее ее
пространство будет занято шоу-румом?
Аввакумов | Да,
к сентябрю дизайн-центр «Артплей» будет
освоен полностью. Но его менеджеры сейчас
разрабатывают другую фабрику, и я слышал,
что главной площадкой будущего дизайн-центра
станет постоянное выставочное
пространство. То есть идея нынешней
выставки была понята совершенно верно. Так
бывшие промышленные сооружения начинают
работать в эстетическом измерении, как и в
экономическом. А если учесть, что ArtPlay -
не единственный сейчас в Москве проект
такого рода, то глядишь, и произойдет это
художественное движение в сторону
архитектуры.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи