Каллиграфия восходящего солнца

Муж и жена – палитра одна

 Андо в профиль риусет иероглиф

выставка

Игорь Шевелев

 

В новом Музее современного искусства Церетели в Ермолаевском переулке (бывший выставочный зал союза художников на Жолтовского) открылась экспозиция живописи современных японских художников – мужа и жены Мисаки и Тамако Андо. Выставка приурочена к 150-летию установления дипломатических отношений между Японией и Россией.

 

Современное искусство, как известно, везде на одно лицо – с небольшими поправками на традиционную культуру. Для японцев это соединение традиционной каллиграфии и тонкостей владения цветовой палитрой с «международными» перформансами, комиксами, художественными акциями в пространстве.

В приглашении именно этой японской пары в Россию есть некоторая дипломатическая загадочность. То ли визит Юрия Михайловича Лужкова в Японию послужил причиной устройства нынешней выставки, то ли, наоборот, он стал лишь поводом, но среди устроителей оказались и министерства иностранных дел обеих стран, и московское правительство, и академия художеств, - налицо некоторая избыточность относительно самого повода.

На презентации в душном зале, «намоленном, - по неловкому выражению одного из функционеров бывшего союза, - многими поколениями советских художников», наряду с обычной художественной тусовкой и некоторым числом японцев, выделялись серьезные люди в костюмах, явно работающие «по восточному направлению».

Из послужного списка Тамако Андо, не приехавшей, кстати, в Москву по состоянию здоровья, можно выделить выставку в посольстве РФ в Токио и в консульстве в Киото в 2004 году и выставка в «деревне философского опыта» в 2002 году. Ее муж, Мисаки Андо обещал провести 14 июля мастер-класс с желающими, а на вернисаже ограничился мини-мастер-классом. В окружении собравшейся публики он в порыве художественного вдохновения и, сняв обувь, изобразил на больших листах толстой бумаги большие же иероглифы, обозначающие мир, любовь, сердце, ангелов, мечту и дружбу.

Для медитации над ними зрителей было слишком душно, но они все же послушно обошли листы по кругу, стараясь не запачкаться в туши, двигаясь по часовой стрелке, то есть посолонь, то есть вместе с солнцем, восходящим, как известно, со стороны нашего восточного соседа. От Японии – к Японии.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи