Art как депрессивный регион

Художественное малобюджетье

 

выставка

Игорь Шевелев

 

В Новом Манеже в Георгиевском переулке, что на задах Государственной Думы, открылся Х Московский международный форум художественных инициатив. Кто-то уже сравнил его с городским пионерским лагерем для неприкаянных детей, родители которых не смогли послать их к морю.

 

Начавшись довольно браво в середине 90-х годов, как противовес «старому искусству Арт-Манежей и левых МОСХов», форум благополучно пережил своих оппонентов и в отсутствие того, за счет чего можно самоутвердиться, потихоньку сполз к скуке и убожеству.

Перебрав за десять лет разные темы, вроде «Самочувствие художника в городе», «Искусство как туризм», «Родина», «Рай» и «Разведка искусством», нынешним заголовком было взято «Мы/We». Рассуждать на эту философскую тему можно долго, но искусство, как известно, демонстрирует, и в этом контексте тема форума почему-то выглядит как диагноз участникам.

Конечно, зрителя может увлечь кажущееся разнообразие, - все-таки почти полсотни проектов, за каждым из которых люди, группы, фонды, агентства и даже ассоциации с союзами. Но все это многолюдье участников, которое в первый момент решает проблему зрителей, возможно, лишь обратная сторона того малобюджетья, о котором говорил на открытии форума его куратор Георгий Никич, - когда участники, по его словам, должны были прилагать героические усилия, чтобы вообще хоть что-то выставить.

Да, хороша «Эволюция» Андрея Бисти – с эпиграфом из Иосифа Бродского, с компьютерной графикой на баннерной сетке, с бронзовой скульптурой фаллического символа с гребешком на холке. Хороша «Вавилонская башня» Ольги и Александра Флоренских, собранная из антикварных бронзовых, латунных и деревянных частей старой мебели, которая, видимо, еще есть в их родном Питере. Хорош упорный труд Дмитрия Цветкова, отмеченный на открытии, - меховая с бисером, стразами и золотой нитью шапка Мономаха в форме танка с трещащим автоматом Калашникова - «Достояние республики».

Перечислять можно долго, - фотографии, видеофильмы, видеоинсталляции и просто инсталляции, что-то звуковое, что-то сделанное руками, даже несколько картинок Константина Батынкова и Георгия Острецова, производящих отдельное впечатление, - выставка, а тут еще что-то и нарисовано, странно. Например, изба с забором, а перед ней маленькие, как муравьи, людишки, которых атакуют мелкие, как стрекозы, вертолеты.

Но слова подобных описаний вообще производят облагораживающее воздействие разумного излишества. Поэтому же можно долго вчитываться в «Музей объявлений» филолога и энциклопедиста русского мата Алексея Плуцера-Сарно. Он выставил коллекцию народного творчества 1986-1999 года: от афиши выступления Кашпировского до частного вопля: «Потерялся попугайчик - Нимфа Карелла, серый мальчик».

Да, собрание подсознания. Андрей Великанов показывает фильм, как детей опрашивают, кто такие «мы» и «они», а дети отвечают. Говорят, хорош фильм юных девушек из группы «Систра» (Нижний Тагил), как все собирают одну из них на любовное свидание, - но видео на выставке не наладилось. Впрочем, как в программе открытия был ансамбль неслышимой музыки, так, возможно, и невидимое видео из того же ряда. Малобюджетье, блин комом.

Организаторы форума в поисках художественной инициативы обратились даже к союзу создателей социальной рекламы, которые в великий пост перед Пасхой рекламировали при поддержке Патриарха библейские заповеди в качестве наружной рекламы столицы. Теперь вот и фотографии этого счастья можно видеть.

Форум проходит не только в Новом Манеже, но и на «Фабрике», где покажут видеофильм «Наши в Венеции» и на Арт-Стрелке, где вчера прошел 50-летний юбилей главного неформального художника андеграунда Александра Петлюры с соответствующим трэш-дефиле. Увы, возраст - проклятие тусовки, которая, обретши истину в себе, сама же собой сходит на нет.

Вдруг открываются глаза, и ты видишь, как все потерты, как невеселы. Как art подобного свойства стал чем-то вроде депрессивного региона большой жизни, - творческие силы покинули его. А имитация интереса участниками действа, не поддерживается зрителями. И вместо профессионального желания подзаработать начинается малобюджетье. И тусовка разбегается.

Перефразируя анекдот, скажем, что нет плохого искусства, есть мало водки на вернисаже. Начавшись за здравие, искусство вернисажного хеппенинга и инсталляции, кончается за упокой. Это на одном из этих первых форумов, кажется, из крана экспоната текла водка? Ну, так она вся вышла. Sic transit gloria mundi – так проходит слава земная. В натуре проходит. А искусство потом это догоняет. И всем становится все видно.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи