«Так это мастер, мастер?»

Вопрос товарища Сталина получил надежный ответ

 

премия

Игорь Шевелев

 

В галерее журнала «Наше наследие» прошла церемония вручения негосударственной премии «Мастер» за 2004 год. Премия присуждается лучшим художникам, представленным на московских выставках в течение года.

 

Художники сегодня выглядят премиально обделенными, что не может не отражать падения их социального статуса в нашем обществе. Недавно возникшие премии «Черный квадрат» и «Инновация» кажутся пока маргинальными, у них нет истории, а потому и будущее их неопределенно. Номинация Государственных премий по изобразительному искусству после изменения в статусе самих Госпремий исчезла, кажется, окончательно. Иные в специальный раздел художников не выделяют вовсе.

На этом фоне любая премия будет нелишней, хотя бы для того, чтобы напомнить о существовании столь странного, как выяснилось, занятия как изобразительное искусство. Тем более что профессиональная премия художников «Мастер» вполне прозрачна, вменяема, правила выдвижения претендентов и выявление победителя донельзя логичны. Хотя, возможно, по тем же причинам финансовая ее составляющая пока близка нулю, и в этом ее можно соотнести с литературной премией им. Андрея Белого - рубль и стакан водки. Но в этом есть и плюс: в отсутствие бюджета ставка делается на авторитет самих лауреатов. Так было всегда, - не только премия красит лауреата, но и лауреат премию.

Итак, премия «Мастер-2004» по итогам московских выставок за прошлый год была вручена двум художникам – москвичке Ирине Затуловской и бывшему москвичу, а нынешнему жителю Праги Виктору Пивоварову.

То, что лауреатов двое объясняется просто. Экспертный совет премии «Мастер», созданный из авторитетных галеристов, музейщиков, искусствоведов и художников, назвал лауреатом Ирину Затуловскую, как участницу выставки «Три сестры» (совместно с двумя скандинавскими художницами) в музее архитектуры им. Щусева.

Одновременно с этим ведущие арт-критики и журналисты, работающие в центральных СМИ, отметили в качестве высшего арт-достижения прошлого года выставки Виктора Пивоварова в Третьяковской галерее («Шаги механика») и в XL-галерее («В темных комнатах»).

И тот, и другой выбор бесспорен. Живописца и книжного иллюстратора Ирину Затуловскую (род. в 1954 году) иногда по привычке относят к младшим представителям «левого МОСХа», но сегодня, в отсутствие прежних клише и маркировок, все более очевидно, что она просто хороший художник, чей авторитет нынешнее вручение премии фиксирует.

Виктор Пивоваров (род. в 1937 году) вполне может считаться классиком отечественного искусства второй половины ХХ – начала XXI века. Причем классиком и русского андеграунда, где его концептуальные работы стоят рядом со снискавшим гораздо большие лавры и известность Ильей Кабаковым, и классиком детской иллюстрации. То, что самим художником, возможно, оценивалось, как поденщина ради денег – иллюстрации в «Веселых картинках» и детских книгах, - стало, как водится, основанием для начального художественного образования следующего поколения.

Так что, подводя итог, можно сказать, что сакраментальный вопрос, который по легенде Сталин задал в телефонном разговоре с Пастернаком, выспрашивая о Мандельштаме: «Так он мастер, мастер?» - получил достойный и даже двойной ответ. Ирина Затуловская и Виктор Пивоваров – мастера. Но, поскольку это было понятно и раньше, то подтверждение получили не только они, но и сама премия «Мастер». Что внушает надежду на ее благополучное продолжение в будущем.

 

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи