«Так это
мастер, мастер?»
Вопрос
товарища Сталина получил надежный ответ
премия
Игорь Шевелев
В галерее
журнала «Наше наследие» прошла церемония
вручения негосударственной премии «Мастер»
за 2004 год. Премия присуждается лучшим
художникам, представленным на московских
выставках в течение года.
Художники
сегодня выглядят премиально обделенными,
что не может не отражать падения их
социального статуса в нашем обществе.
Недавно возникшие премии «Черный квадрат»
и «Инновация» кажутся пока маргинальными,
у них нет истории, а потому и будущее их
неопределенно. Номинация Государственных
премий по изобразительному искусству
после изменения в статусе самих Госпремий
исчезла, кажется, окончательно. Иные в
специальный раздел художников не выделяют
вовсе.
На этом фоне
любая премия будет нелишней, хотя бы для
того, чтобы напомнить о существовании
столь странного, как выяснилось, занятия
как изобразительное искусство. Тем более
что профессиональная премия художников «Мастер»
вполне прозрачна, вменяема, правила
выдвижения претендентов и выявление
победителя донельзя логичны. Хотя,
возможно, по тем же причинам финансовая ее
составляющая пока близка нулю, и в этом ее
можно соотнести с литературной премией им.
Андрея Белого - рубль и стакан водки. Но в
этом есть и плюс: в отсутствие бюджета
ставка делается на авторитет самих
лауреатов. Так было всегда, - не только
премия красит лауреата, но и лауреат
премию.
Итак, премия «Мастер-2004»
по итогам московских выставок за прошлый
год была вручена двум художникам –
москвичке Ирине Затуловской и бывшему
москвичу, а нынешнему жителю Праги Виктору
Пивоварову.
То, что
лауреатов двое объясняется просто.
Экспертный совет премии «Мастер»,
созданный из авторитетных галеристов,
музейщиков, искусствоведов и художников,
назвал лауреатом Ирину Затуловскую, как
участницу выставки «Три сестры» (совместно
с двумя скандинавскими художницами) в
музее архитектуры им. Щусева.
Одновременно
с этим ведущие арт-критики и журналисты,
работающие в центральных СМИ, отметили в
качестве высшего арт-достижения прошлого
года выставки Виктора Пивоварова в
Третьяковской галерее («Шаги механика») и
в XL-галерее
(«В темных комнатах»).
И тот, и другой
выбор бесспорен. Живописца и книжного
иллюстратора Ирину Затуловскую (род. в 1954
году) иногда по привычке относят к младшим
представителям «левого МОСХа», но сегодня,
в отсутствие прежних клише и маркировок,
все более очевидно, что она просто хороший
художник, чей авторитет нынешнее вручение
премии фиксирует.
Виктор
Пивоваров (род. в 1937 году) вполне может
считаться классиком отечественного
искусства второй половины ХХ – начала XXI века. Причем
классиком и русского андеграунда, где его
концептуальные работы стоят рядом со
снискавшим гораздо большие лавры и
известность Ильей Кабаковым, и классиком
детской иллюстрации. То, что самим
художником, возможно, оценивалось, как
поденщина ради денег – иллюстрации в «Веселых
картинках» и детских книгах, - стало, как
водится, основанием для начального
художественного образования следующего
поколения.
Так что,
подводя итог, можно сказать, что
сакраментальный вопрос, который по
легенде Сталин задал в телефонном
разговоре с Пастернаком, выспрашивая о
Мандельштаме: «Так он мастер, мастер?» -
получил достойный и даже двойной ответ.
Ирина Затуловская и Виктор Пивоваров –
мастера. Но, поскольку это было понятно и
раньше, то подтверждение получили не
только они, но и сама премия «Мастер». Что
внушает надежду на ее благополучное
продолжение в будущем.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи