Новый менеджмент с прежним контентом
Полувековой юбилей журнала «Иностранная литература» с новым главным редактором
литература
В журнале «Иностранная литература», который как раз празднует полувековой юбилей, произошла смена главного редактора. Занявший этот почетный пост Алексей Михеев отвечает на вопросы корреспондента «Российской газеты»
Российская газета / Почему произошла смена главного редактора?
Алексей Михеев / Прежний главный редактор, Алексей Николаевич Словесный замечателен тем, что проработал в журнале ровно 50 лет. С момента его основания и до юбилея, который случился как раз в июле. Накануне этого события он заявил о своем решении завершить свою славную полувековую карьеру.
РГ / Как происходили выборы нового главного редактора?
Михеев / Хотя все ждали, что, рано или поздно, уход Алексея Николаевича случится, тем не менее, отчасти это застало всех врасплох. Были выдвинуты две кандидатуры, - моя и Александра Яковлевича Ливерганта, который был заместителем Алексея Николаевича Словесного последние два года. Он же исполнял обязанности главного редактора после его ухода.
РГ / Вы выдвинули программы?
Михеев / Да, мы представили свои соображения по поводу того, как должен развиваться журнал. Программа Александра Яковлевича была, на мой взгляд, достаточно хороша и достойна, но собрание предпочло мою кандидатуру.
РГ / Какой вы по счету главный редактор «Иностранной литературы»?
Михеев / Навскидку я сейчас затруднился бы назвать всех, но точно, что их меньше десяти. Я помню последних, - это Рюриков, Федоренко, Айтматов, Лакшин и Словесный. Прежние, если были, то до того, как я начал читать журнал в 60-е годы. Для меня, конечно, большая честь принять эту эстафету в журнале, где всегда появлялись впервые культовые имена литературы.
РГ / Расскажите о себе.
Михеев / У меня тоже круглая дата. Я пришел в журнал ровно 10 лет назад, в июле 1995 года, когда «Иностранной литературе» исполнялось 40 лет. В течение трех лет я заведовал отделом критики и публицистики. Потом четыре года работал ответственным секретарем. Затем ушел в издательство РОСМЭН, где занимался, прежде всего, «букеровской серией». Моя отлучка продлилась почти три года, теперь я вернулся в журнал в новом качестве.
РГ / Что было предложено вами в качестве программы развития журнала?
Михеев / На самом деле, мы с Александром Ливергантом предложили очень похожие вещи, содержательной конкуренции не было. Программа не революционная, а консервативная: ничего в плане содержания менять не надо. Журнал сложился, он работает, есть прекрасный коллектив профессионалов. Те литературные имена, которые становятся модными, впервые появляются в журнале «Иностранная литература». Так было в советское время, так было в 90-е годы, так продолжается и сейчас. Программа связана не с изменениями в содержании.
РГ / То есть Гарри Поттера печатать не будете?
Михеев / Нет, Уэльбека на Гарри Поттера менять не будет. Речь о другом, - надо вывести «Иностранную литературу» в медийное пространство. Сейчас журнал незаметен. Многие не подозревают, что он еще существует. При этом новые имена открываются «Иностранной литературой», с журналом сотрудничают лучшие переводчики. Но на слуху и на виду именно книжные издания. Надо переломить эту ситуацию.
РГ / В интернете, в «Журнальном зале» нельзя прочитать ваши публикации.
Михеев / Раньше мы щедро вывешивали все в сети, пока нам не указали, что мы можем попасть в неприятную ситуацию с правообладателями. Есть иные издания, но там всего два человека ежемесячно откликаются на номера журнала. «Иностранной литературы» нет в розничной продаже, все 8 тысяч тиража - это подписка. При этом еще нет его обзоров. Надо что-то делать, чтобы журнал опять стал заметным. Он очень хорош по содержанию, но этого содержания никто не видит.
РГ / В свое время создавалось при журнале издательство для этой цели?
Михеев / Получился очередной вариант «отцов и детей». Мы родили издательство, чтобы в трудную минуту оно помогало журналу. Но «дети» выросли, у них свои интересы. У издательства гораздо большая степень свободы, больше возможностей зарабатывать деньги успешными изданиями. Журнал не особенно ему и нужен. Никаких рычагов заставить издательство работать на нас, нет. Это тоже проблема, - найти способ оптимального взаимодействия.
РГ / Мы помним, как в перестройку пользовалась популярностью «Библиотечка Иностранной литературы»?
Михеев / Издательство «Иностранка» как раз начиналось как ее продолжение. Теперь эта серия «Иллюминатор» выходит под журнальным логотипом «ИЛ», но все дивиденды достаются издательству, как отдельному звену, что, по-моему, не очень справедливо.
РГ / Что будет в первом подписанном вами номере?
Михеев / Это будет 10-й, юбилейный номер. Юбилей немного сдвинулся, - по календарю он в июле, а празднование и юбилейный номер в октябре. Как всегда будет созвездие имен, будут воспоминания о далеком и близком прошлом журнала. Центральный материал – роман нобелевского и букеровского лауреата Джозефа Кутзее «Молодость». Это имя тоже впервые появилось в нашем журнале, а стало модным благодаря книжным публикациям. Это полубиографический роман с продолжением о Южной Африке. Причем, окончание будет в 12-м номере, а 11-й специально посвящен норвежской литературе. Вроде бы не самая известная в Европе, но там тоже будет ударное имя – Эрланд Лу, который стал очень модным в последние 3-4 года. Будет напечатан его последний роман «Доплер». Презентация номера состоится на ярмарке нон-фикшн в конце ноября – начале декабря.
РГ / На звездные имена клюют читатели. А сейчас то ли звезд слишком много, то ли они не такие крупные, как Белль, Маркес, Павич?
Михеев / Получается, что журнал открывает имя, - например, несколько лет назад мы впервые опубликовали Уэльбека, и он стал культовым писателем. Но новый роман Уэльбека выйдет в декабре в издательстве «Иностранка» отдельной книгой, а журнал останется в стороне. Новые издания идут мимо него, а понятно, что книги более заметны и эффективны для распространения.
РГ / Не складывается ли для толстых литературных журналов, даже таких, как «Иностранная литература», патовая ситуация?
Михеев / Ситуация патовая, если без кадровых и финансовых инвестиций не прервать стагнации. С другой стороны, непонятно, откуда брать кадры и финансы, если стагнация зашла далеко. Нужны какие-то нетривиальные ходы и идеи. Например, поиск спонсоров, которые были бы заинтересованы в развитии журнала, чтобы инвестиции тоже обратить себе во благо. В 90-е годы банк спонсировал «Иностранную литературу» в качестве чистой благотворительности. Сегодня важно найти спонсора, связанного с литературой, при котором журнал был бы не только донором, но и центральным идеологическим звеном. Это должно быть взаимное сотрудничество. Возможно, в виде каких-то пилотных публикаций книжных новинок. Это один из вариантов, которые мы обсуждали на первой редколлегии, которую я провел. То есть журнал должен быть не на периферии литературного процесса, но встроен в него как работающее звено.
РГ / Как гид по книжному рынку?
Михеев / Да, иначе все существует в разорванном виде, - журнал сам по себе, книжный бизнес сам по себе, издательские проекты сами по себе. А эти структуры могут и должны реально сотрудничать.
РГ / Будете приглашать звезд в журнал?
Михеев / Еще до меня в «Иностранной литературе» открылась новая рубрика «Карт-бланш», куда приглашаются люди с именем. Им дается свобода высказываний на вольно очерченную тему. В первом номере за следующий год в такой роли выступит Людмила Петрушевская. Для тематического номера о литературной сказке она написала эссе на эту близкую ей тему. Приглашать «звезд», украшая их именами страницы журнала, безусловно, надо.
Справка
Алексей Михеев окончил
экономический факультет МГУ, защитил
диссертацию по психолингвистике (1984).
Тринадцать лет проработал в академическом
Институте языкознания, преподавал, вел
литературную программу на «Эхо Москвы». В
1995 году пришел в журнал «Иностранная
литература», три года заведовал отделом
критики и публицистики, а потом – еще
четыре проработал ответственным
секретарем... В издательстве «Росмэн»
выпускал книги в серии «Премия Букера:
избранное». Номинант премии «Человек
книги» 2003 года.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи