Лихой живописец
«Другой Машков» в Третьяковке
экспозиция
Игорь Шевелев
В Инженерном корпусе Третьяковской галереи, что в Лаврушинском переулке, открылась 26-я по счету выставка из многолетнего проекта «Золотая карта России». Музеи и картинные галереи русских городов привозят в столицу на показ лучшие произведения из своих фондов. Теперь пришло время Волгоградского музея изобразительного искусства. Он демонстрирует несколько десятков картин Ильи Машкова (1881–1944), одного из основателей и ведущих деятелей дореволюционного объединения «Бубновый валет».
Для начала надо пояснить, что сам Волгоградский музей молод. В нынешнем году ему исполнилось всего 45 лет. Для зрителей он открыт и того меньше. Картинную галерею пытались создать в городе несколько раз, и все неудачно. Сначала это было в Царицыне 1918 года, но в огне гражданской войны даже следов от того живописного собрания не осталось. В 1938 году в Сталинграде музей открыли, но в битве на Волге все опять же сгинуло. Так что в нынешнем музее представлено, в основном, советское искусство из музейного фонда союза художников, - примерно тысяча живописных полотен и две тысячи графических работ, всего – шесть тысяч единиц хранения.
Собрание произведений Ильи Машкова - предмет особой гордости для ВМИИ. Дело в том, что сам художник был уроженцем казачьей станицы на берегу реки Хопер, - ныне это Урюпинский район Волгоградской области. И с середины 1960-х годов до начала 1980-х вдова Машкова продала и передала в дар музею много работ мастера. В основном, это картины 1920-1940-х годов, того советского периода творчества художника, которым пренебрегли Третьяковская галерея и Русский музей. Оно и понятно. Истории русского искусства известен Илья Машков – неистовый экспериментатор 1910-х годов, наряду с П. Кончаловским, А. Куприным, В. Фальком, М. Ларионовым и другими. Недавняя грандиозная выставка «Бубнового валета», с триумфом прошедшая в Москве и Питере, показала нам именно такого Илью Машкова.
Нынешнюю выставку из Волгоградского музея изобразительных искусств организаторы даже хотели назвать «другой Машков». Но осеклись. Потому что на выставке есть «всякий Машков». Начиная с ученических работ в классе Аполлинария Васнецова, через «бубнововалетский» «Портрет Адольфа Мильмана» и «Новодевичий монастырь», и вплоть до предельно «советских» - «Привет XYII съезду ВКП (б)», «Советские хлебы» и им подобных.
Но парадокс в том, что нынче именно кондовый соцреализм Ильи Ивановича Машкова и привлекает наибольшее внимание зрителей. За полтора десятка последних лет модернистский эксперимент, находившийся под советским спудом, успел приесться. В художественных взглядах тоже наблюдается определенный «откат к совку». Во всяком случае, картину «Ливадийский крестьянский курорт» 1925 года со счастливыми советскими гражданами на крымском отдыхе разглядываешь с интересом. Не говоря уж о роскошных обнаженных женских фигурах того же года, загорающих на пляже в Гурзуфе.
Советская власть ни о каком «сезаннизме» и «бубнововалетстве» слышать не желала. После творческого кризиса начала 20-х годов Ильи Иванович Машков вступает в Ассоциацию Художников Революционной России, пишет революционные картины счастливого советского отдыха, портреты передовиков производства, среди них знаменитой Паши Ангелиной, красных партизан, колхозные пейзажи и вылизанные натюрморты, словно вышедшие из школы Андрияки.
Более того, художник приезжает в родную станицу Михайловская, где собирается устроить «коммунизм в отдельно взятом селе». Он поражен упадком жизни, который списывает на последствия гражданской войны, и решает устроить у себя на родине образцовый агро-городок, в котором искусство было бы соединено с наукой, парк культуры со стадионом, дом отдыха с ботаническим садом, опытные поля с парашютной вышкой. Он пишет сметы, собирает деньги, создает эскизы стульев и зрительных залов. В Волгоградском музее хранятся кипы документации тех лет. Неистовый живописец превращается в столь же неистового реформатора жизни. К середине 30-х годов проходит и это. Последние годы жизни Илья Машков живет на даче в Абрамцево, где вместе с женой пишет натюрморты.
Сегодня бюсты классиков марксизма в окружении маков, розанов и маргариток («Привет XYII съезду ВКП (б)») напоминают то ли соц-арт, то ли обложки кришнаитской литературы, а хлебобулочные изделия, которые специально пекли по эскизам художника («Советские хлебы» 1936 года) можно использовать для пособия соответствующей приватизированной промышленности. И здесь же мастерские этюды натурщиц. Кажется, подобное разнообразие сегодня называется модным словом «винтаж». В общем, посмотреть есть на что, есть, чему подивиться.
Времена меняются, и мы меняемся
вместе с ними. Но чтобы так
соответствовать их разности, как Илья
Машков, это надо было суметь.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи