Игорь Шевелев
Магия Габсбургов
Выставка в Успенской звоннице Кремля
Открывшаяся выставка «Кунсткамеры Габсбургов: магия природы и механизм вселенной» из собрания музея истории искусств в Вене является одним из этапов программы «Королевские сокровищницы в Кремле». Программа приурочена к 200-летию создания музеев Московского Кремля. До нынешней выставки были представлены драгоценные геммы из Лувра. После нее в Кремль приедут королевские сокровища из Дрездена.
Не знаю, как остальные выставки, но нынешняя чудесна сама по себе. В ней представлены раритеты из коллекции эрцгерцога Фердинанда II (1529-1595) и императора Рудольфа II (1552-1612). Эти сиятельства специально собирали все редкое, экзотическое, выходящее из обычного ряда. Мало ли такого в мире, скажете вы. Но в данном случае имеются в виду некие природные редкости, обладающие магической силой.
Дело в том, что именно XYI век можно считать расцветом тайного знания в Европе. Средневековая система мира рухнула, научная еще не появилась, и век барокко услаждал себя эзотерическим познанием механизмов природы и их сокровенным влиянием на нас. Мир был живым целым, еще не разъятым на ньютоновские силы и формулы. Не было и запрета на его изучение, как в средние века. Еще чуть-чуть, и наука наложит вето на магию и прорыв к сверхъестественным тайнам, как на «темный пережиток».
То есть коллекция Габсбургов демонстрирует высшие достижения знания, которые не развивались, а были заперты в архивный чулан, а ключ выброшен. Ныне мы можем только догадываться, что, на самом деле, означают эти редкости, шифр потерян, остались красивейшие экзотические вещи, которые мы разглядывает в витринах. Так, между прочим, родился музей вместо кабинета мага: место, где разглядывают чудесные вещи непонятного предназначения. Но до музея они оказались в коллекциях самодержцев, - главы мировых империй должны обладать всеми тайными сокровищами этого мира.
На выставке представлено более тридцати уникальных предметов то ли искусства, то ли науки, то ли магии. Мы привыкли при слове «кунсткамера» представлять уродцев с физическими отклонениями, - наш император собирал именно такое. Но это был личный вкус Петра I. Рудольф II, к примеру, больше интересовался эротикой и соответствующими изображениями. В его коллекции даже у чертика, держащего чашу из гигантской раковины, на причинном месте то ли пуговица, то ли циферблат со стрелками на полшестого. Может, и это что-то значит, нам недоступное.
С настольным украшением «змеиные языки», состоящим из ископаемых акульих зубов и драгоценных камней, понятно, - погрузишь в него угощение и сразу понятно, есть в нем яд или нет. То же и кубки для питья с рогом носорога, - еще древние китайцы знали его свойство нейтрализации ядов. А вот для чего нужны оправленные в золотую филигрань безоары, - такие вроде бы камни, которые, на самом деле, извлечены из пищевода жвачных животных. Ну, конечно, для избавления от болезней и меланхолии. Причем, козы требовались не простые, а, скажем, индийские, лучше с Гоа. Недаром Колумб стремился именно в эту страну чудес.
А клинок с рукоятью из роскошной ветки кровавого коралла! Коралл, знают модницы, предохранит от сглаза, яда, колдовства, болезней, цунами и грозы, короче, от всякого зла. Для оружия – то, что надо. Особенно, если на лезвии вытравить золотом особое заклинание. То, что мы принимаем за роскошный шкаф с множеством ящичков и фигурок, возможно, тоже является предметом магии и защиты. Как и фехтовальный щит с фонариком и с множеством ножей и клинков для ближнего боя. Или ландшафтная модель – красивый домик на вершине поросшей зеленью горы, - которая, на самом деле, таит в себе компас. В научных приборах во времена барокко видели совсем не то, что ныне.
Каждый из тридцати с лишним экспонатов можно разглядывать часами, столько в них непонятных подробностей. Отчасти в этом может помочь красивый каталог, выпущенный к выставке. В нем, кстати, нет жемчужины привезенного собрания, - портрета Рудольфа II кисти знаменитого Джузеппе Арчимбольдо. Тот был художником простым, хоть и маньеристом, - если рисовал книжника, то состоящим из книг, если охотника, то из фауны. Императора изобразил в виде Вертумна, римского бога перемен, среди которых есть перемены растительного мира. Вот и нарисовал состоящим из груш, яблок, зерен граната, винограда, разных трав, цветов и растений. Нарисовал, между прочим, очень похоже, о чем свидетельствует висящий рядом парадный портрет Рудольфа II кисти Ханса фон Аахена.
А нет этого портрета в каталоге,
потому что до последнего момента не было
уверенности, что он приедет в Москву. 400-летнее
произведение искусства тоже стареет,
чувствует себя неважно, крайне редко
покидает замок Скоклостер в Швеции, где
живет. Нужны были изрядные аргументы
некоего культурного фонда, чтобы «плодовоягодный»
Рудольф II
кисти Арчимбольдо пустился в
первопрестольную. Высокая цена на нефть
штука переменчивая, так же, как и любовь
богатых людей к Кремлю, которую они
всячески культурно демонстрируют. Простым
любителям искусства надо скорее
воспользоваться сложившейся конъюнктурой
и идти на эту и ей подобные выставки, чтобы
потом было о чем рассказывать детям и
внукам.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи