Из тени в свет перелетая

Выставка пикториальной фотографии в МДФ

 

экспозиция

Игорь Шевелев

 

В Московском доме фотографии открылась последняя перед капитальным ремонтом и переездом в новое здание выставка, посвященная московской школе пикториальной фотографии начала ХХ века. Кажется, это третья по счету «последняя выставка на Остоженке», но нынешняя имеет весомое оправдание. Она посвящена передаче в дар музею МДФ едва ли не исчерпывающего собрания фотографий этого направления, - восемьдесят тысяч единиц хранения!

 

В двух словах, что такое пикториальная фотография. Это специальное печатание негатива таким образом, чтобы получалось нечто вроде живописи. Тень, свет, настроение, лирика, размытые тона, струна звенит в тумане. В общем, полный субъективизм и произвол художника. Достаточно сказать, что всякий раз получается уникальный отпечаток, который и повторить-то в точности больше не удастся.

Пикториализм, как художественное течение в фотографии, был популярен в мире в конце XIX -  начале ХХ века, особенное развитие получил в Австро-Венгрии. В России он несколько запоздал, приобретя до революции несколько передвижническое направление, - зимняя дорога, крестьянские дети, Русь уходящая.

Тут как раз революция, - футуризм, конструктивизм, геометрические формы, борьба с буржуазными настроениями. И русские фотографы-пикториалисты почувствовали на этом кромешном фоне свое призвание – сохранение устоев культуры и личности. Если фотографировать, то не дымные трубы заводов, а тихие русские пейзажи, старые усадьбы, красивое женское тело, скрытое интимной дымкой. В начале 1920-х годов еще можно было показывать эти работы на международных выставках, и все они там были признаны почти классиками и лауреатами.

В СССР, под железной пятой соцреализма, пикториалисты годились разве что на отстрел и контрреволюционное подполье. Юрий Еремин, запершись в ванной комнате коммунальной квартиры, тайком печатал свои фотографии в миниатюрном формате «контролек».. Гений русского пикториализма Александр Гринберг был под постоянным подозрением, пока в 1935 году не угодил на пять лет в лагерь «за порнографию». Именно так были оценены советской властью его ню, считающиеся ныне на мировом фоторынке бесспорными шедеврами.

Казалось бы, конструктивизм Родченко и его товарищей по ЛЕФу, другого основного направления в русском фотоискусстве, ведшего жестокую борьбу с «буржуазным пикториализмом», победил. Как бы не так. В советской серятине и ему не было места. А после поездки на Беломорканал, где было предложено воспеть рабский труд зеков, Александр Родченко и сам втихую поменял объектив на более мягкий, дающий размытую картинку, и начал снимать балет и циркачек.

Все ушло в архив, в историю, на помойку, в тайные усилия подпольных коллекционеров, спасших фотографии русских пикториалистов от полного истребления. Через полвека после смерти фотографов все они оказались востребованы.

На открытии выставки директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова рассказала, что девять лет «пасла» крупнейшие частные коллекции пикториализма, выставляла их за границей, искала меценатов, которые помогли бы шедеврам не уйти на Запад. И, наконец, нашла. Некая фирма решила отметить свое 10-летие оригинальным способом, - сделать подарок одному из музеев родного города. И купила всю коллекцию на корню по цене трех годовых закупочных бюджетов МДФ.

Нынешняя выставка «Московская эпоха пикториальной фотографии начала ХХ века» уже показывалась в Италии, где на нее положили глаз зарубежные музеи и частные коллекционеры. Не тут-то было. Изгои и лирические диссиденты отныне - народное достояние. После закрытия в октябре Московского дома фотографии выставка отправится в Лондон, оттуда опять в Италию, оттуда в Саратов, в Йошкар-Олу, в Русский музей. Далее всюду, где будет нужный климатический режим экспозиции и должная охрана. Пикториализм нынче дорог.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи