Спасти царя
Русская коллекция норвежского консула
выставка
Игорь Шевелев
В Музее личных коллекций на Волхонке открылась первая после летнего переезда в новое здание выставка. Она посвящена 100-летию независимости Норвегии и установлению дипломатических отношений между ней и Россией.
Выставка, которая называется «С любовью к России. Русская коллекция норвежского консула Юнаса Лида», открывает зрителю не столько сами произведения искусства, принадлежащие, в основном, началу и середине XIX века, сколько незаурядную личность человека, их собравшего.
Юнас Лид (1881-1969) был бизнесменом, дипломатом, коллекционером и, видимо, человеком не без авантюрных наклонностей. В 1912 году он создал Сибирскую компанию для прокладывания торговых морских путей из Западной Европы в сибирскую глушь России.
В истории тех лет торговлю не всегда можно было отделить от военного дела. Во всяком случае, в начавшейся вскоре мировой войне он отличился тем, что провел военный конвой северным морским путем, за что получил звание русского дворянина от императора Николая II. Был консулом в Красноярске. В сложной геополитической ситуации сохранил для Норвегии Шпицберген. Во время октябрьской революции 1917 года совещался с Троцким и Лениным по вопросу хозяйственного освоения Сибири. Уехал в Лондон, откуда строил планы спасения Николая II с семьей из Тобольска. В начале 20-х годов опять вернулся в Россию и десять лет занимался торговыми связями.
К этому времени и относится коллекционерская деятельность Юнаса Лида. Как объяснил на открытии выставки его племянник, жизнь у консула была непростой в России даже во времена НЭПа. В комнате, где он жил, было мало места, поэтому картины и произведения искусства он мог покупать только небольшие, - миниатюры, тарелки, посуду с императорскими гербами, гравюры, фарфор, акварели. Кое-кто из зрителей ворчал, что в антикварных магазинах и сейчас можно купить то же самое. Но у норвежского монархиста был явный клон к портретам особ императорского дома, что в те годы было явной фрондой. Многие вещи и портреты он купил у графа Павла Сергеевича Шереметьева, который после конфискации знаменитого дворца на Фонтанке жил в Москве на Воздвиженке, недалеко от конторы Юнаса Лида.
В любом случае, посмотреть сейчас на портрет Архарова, раскрашенные литографии Беггрова с видами Санкт-Петербурга 1820-х годов или портрет великих княжон работы Гау весьма приятно. Не говоря уже о приписываемом Тропинину портрете Ивана Крылова, автопортрете Фритьофа Нансена, подаренном Лиду сыном знаменитого норвежца, или портрете самого Юнаса Лида кисти Юрия Анненкова, с которым они встретились в начале 30-х годов в Париже.
Это первый выезд коллекции норвежского консула Юнаса Лида из родового имения среди фиордов на северо-западе Норвегии. Сам Юнас Лид был в 1930-м году арестован ГПУ «за антисоветскую деятельность» и после освобождения тут же выехал за границу, чтобы никогда больше не возвращаться в СССР. Он ездил по всему миру, но к нашей стране, о которой написал ряд книг, до конца долгой жизни боялся приближаться даже на пушечный выстрел.
Готовясь к выставке,
специалисты ряда московских музеев должны
были атрибутировать картины, определить по
мундирам и орденам, кто, где, когда и кем был
на них изображен. Такой коллективный труд
понравился, кажется, даже самим его
участникам, не говоря о добытой общей
пользе. К тому же организаторы выставки
надеются на продолжение культурных обменов
между нашими странами. Возможно, это первый
шаг к будущей выставке в ГМИИ знаменитого
норвежского художника Эдварда Мунка.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи