Михалковиада
Никита Сергеевич дал пресс-конференцию накануне юбилея
Из первых уст
Игорь Шевелев
В последнее время имя Никиты Михалкова у всех на устах, не сходя и с новостных лент. Мало 60-летнего юбилея, который будет отмечаться завтра. Как опытный ньюсмейкер, Никита Сергеевич подгадал к этой дате с неожиданным заявлением об уходе в творческий отпуск с поста председателя Союза кинематографистов России.
Пока все СМИ гадали, что бы это значило, какие потаенные планы вынашивает знаменитый режиссер и общественный деятель, он сам выступил с пространной пресс-конференцией, на которой изложил свои планы и взгляды на животрепещущие проблемы.
Начать надо, конечно, с личных творческих планов. Очень уж все от Никиты Михалкова их заждались. Ему ли восемь лет не появляться на съемочной площадке в качестве режиссера. Рассказывая о прошедших и будущих съемках, он искрился от энергии предвкушения.
Итак, только что закончены съемки двух предвоенных эпизодов июня 1941 года нового фильма под условным названием «Утомленные солнцем – 2». На самом деле в нем две части – «Предстояние» и «Цитадель», а окончательного общего названия пока нет.
Продолжение съемок последует в начале весны, а в промежутке за пять недель должен быть снят другой, более камерный фильм, сценарий которого только что им закончен в соавторстве с Александром Новотоцким и Владимиром Моисеенко, сценаристами фильма «Возвращение». Это должен быть ремейк классического голливудского фильма «12 разгневанных мужчин», о том, как присяжные решают судьбу юноши, обвиненного в убийстве своего отца. На нашей почве это будет суд над невиновным мальчиком-чеченцем, обвиненным в убийстве своего приемного отца, военного, принимавшего участие в чеченской войне.
В фильме - двенадцать актеров, которые играют и в «Утомленные солнцем – 2». Давний опыт съемок «Пяти вечеров» в перерыве между двумя сериями «Обломова» Никита Михалков использует для того, чтобы «обкатать группу». Не откажет он и в удовольствии сняться там самому.
Кроме того, он снялся у Балабанова в новом фильме «А мне не больно» в паре с Ренатой Литвиновой, совместную работу с которой назвал «занятным партнерством». По телевизору уже начался еженедельный показ второго шестисерийника «Русские без России» об эмиграции. Также студия Никиты Михалкова «ТриТэ» приобрела права на экранизацию «Шпионского романа» Бориса Акунина. Фильм наверняка будут делать молодые, сказал Никита Сергеевич, причем, будет учтено и соответствующее мнение автора романа.
Понятно, что после оглашения таких планов никто не протестовал против определения самим Михалковым временного ухода с поста председателя Союза кинематографистов как «творческого отпуска». При этом он заметил, что, если члены Союза не поддержат реформы, который он предлагает, и который будет реализовывать присутствовавший здесь же Евгений Герасимов, то он, Михалков, за должность держаться не будет, и уйдет сам.
Первоочередным в этом плане является переезд дома ветеранов кино из Матвеевского в Болшево, где московское правительство должно восстановить старый комплекс, а в то, что будет создано в Матвеевском, привлечет на паях и Союз кинематографистов, чтобы этих доходов хватило на жизнь ветеранов. В идеале же должен быть создан механизм, который, быть может, и позволит вороватому начальству обогатиться (но оно и так найдет для этого пути), зато и остальным, нормальным членам Союза даст возможность жить и работать достойно. Ибо Союз переживает сложное время ухода и болезней целого поколения, давшего славу советскому кино.
Самому Михалкову должность не то что не принесла дохода, но его заместитель Клим Анатольевич Лаврентьев озвучил следующие цифры. За годы руководства Союзом кинематографистов Никита Михалков отдал на разные нужды 2 миллиона 682 тысячи 6 рублей и 182 тысячи 2 доллара. В качестве комментария Михалков сказал, что это не означает, «что я покупаю Союз». Но журналисты, сообщая, что первым своим приказом он повысил себе вдвое зарплату, не добавили, что вторым приказом передал ее всю в Дом ветеранов. А одно издание, когда он попросил передать ему для визы текст интервью, напечатал оба варианта – правленый им и тот, что был вначале.
На вопрос, будет ли Никита Сергеевич по-прежнему возглавлять Московский кинофестиваль, он не ответил ни да, ни нет, поскольку это решает Министерство культуры, а он по-прежнему мог бы быть полезен «по опыту и связям». Зато по поводу кинофестиваля в Санкт-Петербурге под руководством Марка Рудинштейна и собственного его брата Андрона Михалкова-Кончаловского, ответ был однозначен: «это бессмысленная попытка шифровать пустоту». Михалков и Валентине Ивановне Матвиенко говорил то же самое, указывая, что в первую пятерку кинофестивалей класса «А» Санкт-Петербургу попасть не удастся, что, увидев туалеты и палаточный городок на Дворцовой площади, «Пиотровский жизнь положит за Эрмитаж», что выкроить промежуток между фестивалями в Москве и в Карловых Варах практически невозможно, и вообще все это – обман зрителей и начальства, антигосударственный удар по фестивальному движению в России.
Ну, а в целом «площадка расчищена», нужна федеральная целевая программа поддержки кино, по поводу которой Никита Михалков уже говорил с первым вице-премьером Александром Жуковым, с министром культуры, с Александром Голутвой. Не дело полмиллиарда долларов кинобюджета соединять с цирком, театрами и библиотеками.
Засим все и разошлись, поздравив Никиту Сергеевича Михалкова с наступающим и вполне заслуженным юбилеем.
Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи