На бунинских костях

Новые литературные премии «по гамбургерскому счету»

 Месяцы отец и сын Геннадий и Вадим

скандал

Игорь Шевелев

 

То, что происходит сегодня с литературными премиями, иначе как литературной коррупцией не назовешь. То солидное РАО учреждает премию с условием, что откроет список - заранее определенный лауреат, приятный учредителю. То русский Букер на глазах публики набивает «шорт-лист» середняками, чтобы на их фоне премию взял друг председателя жюри. А теперь и вовсе караул: на нас обрушилась «литературная премия Бунина».

 

Кто такой Бунин знают все. Но какое отношение к современной изящной словесности имеют учредители его премии сказать нелегко. Возглавляет «попечительский совет» премии Игорь Ильинский, бывший глава научного центра при Высшей комсомольской школе, ныне ректор Московского гуманитарного университета (сокращенно МГУ, но это не то МГУ). В жюри конкурса входят А. Деревянко, Ю. Воротников, В. Васильев, В. Костомаров, В. Луков, к литературному процессу отношения вовсе не имеющие.

Вникая, понимаешь, - выходцы из мира образования решили заняться современной литературой и отметить лучших на их взгляд, писателей. Казалось бы, чего плохого. Правда, смущало, а знают ли они тех, из кого собрались выбрать обладателя 20 тысяч евро, суммы вдвое больше букеровской? «Шорт-лист» премии, куда вошли Борис Екимов, Николай Конусов, Афанасий Мамедов, Вадим Месяц и Сергей Соловьев, сомнений не развеял. Не все имена известны читающей публике. Например, о Конусове я услышал впервые. Оказалось, это потомственный пчеловод, бывший собкор газеты «Красноярский рабочий», семь лет как живущий в отдаленной деревне, где у него сто ульев пчел. Правда, в 1975 году он окончил в Москве ту самую ВКШ при ЦК ВЛКСМ, которую возглавлял нынешний попечитель. Так что тысяча евро, которую дали не-лауреатам, пчеловоду тоже не повредила.

Теперь определите, кому ученые могли дать премию из этого списка, если помните, что вице-президента Российской Академии наук зовут Геннадий Андреевич Месяц? Правильно, писателю Месяцу Вадиму Геннадьевичу. Самое поразительное, что Вадим хороший парень, мой приятель, у нас много общих знакомых, он пишет вполне приличные авангардистские стихи и рассказы, и, хочется надеяться, к этому «научно-литературно-комсомольскому» шахер-махеру имеет косвенное и страдательное отношение.

Поразительно, но давно существует другая бунинская премия. Ее более десяти лет назад учредил какой-то почвеннический отросток союза писателей и администрация Орловской области, родины писателя, тихо вручая своим. Теперь что, эти выкупили ее у тех? Или две премии? Давайте деньги, кому хотите, но Бунин тут при чем, зачем созывать телевидение, журналистов, зачем гнать волну, как сказано в анекдоте про страдальцев ада, стоящих по горло в дерьме?

Странные дела творятся у всех на глазах. Имя лауреата разносится по всем каналам. Кто-нибудь читал книги Вадима Месяца, кроме меня? Но поскольку сейчас как бы никто вообще ничего не читает, то будем считать это как бы литературой, продолжающей бунинские традиции?

Зал ресторана «Яръ», который бывшая гостиница «Советская», был в довесок к странной церемонии полон странных людей. Наверное, думаешь, ученые, наверное, из того самого МГУ, которое другое МГУ. Ну, так отмечали бы что-нибудь квантово-линейное, глобально энергетическое. Бунин причем? Почему некий доктор технических наук, профессор энергетического института объявляет себя «президентом ассоциации бунинское наследие?» Откуда какие-то внучатые племянницы классика, называющие себя театроведами, чьих трудов в Интернете даже днем с огнем не сыщешь.

Все это происходит на глазах людей, считающих себя критиками, составляющих литературную среду. Им что, просто отписать в газетах информацию о премиальных, чтобы читатели подумали, что так и надо, что это литература? Что хорошо бы почитать лауреата, книжек которого в магазинах, правда, нет и не было. На всякий случай, комитет по СМИ московского правительства разослал указания подведомственным газетам, радио- и телеканалам об освещении события в правильном, конструктивном русле.

Когда-то Виктор Шкловский придумал, как перед революцией борцы в цирках, лишь изображающие на арене единоборство, раз в год якобы собирались в Гамбурге, где боролись по-настоящему, «по гамбургскому счету». Теперь самое время объявить борьбу всех этих литературных лауреатов дискредитированных литературных премий между собой. Только, боюсь, и счет будет соответствующим – «гамбургерским», на халяву кем-то для кого-то отмываемых под быструю выпивку и закуску денег.

Неужели они, действительно, думают, что им все дозволено только потому, что они не специалисты в области, на которую им плевать? Такие ли они ученые, если учреждают литературные премии для вручения родственникам? Следующий шаг - учреждение богатыми литераторами «премии Курчатова» за синтез логических цепей систем управления электроподвижным составом (область занятий самовыдвинутых бунинских наследников), чтобы отгрузить соответствующий нал своим сыновьям, защитившим диплом по электротехнике?

У нас сегодня, действительно, все дозволено. Остается надеяться лишь на то, что учредители данной литературной премии промахнулись со своим покровителем, именем которого вздумали прикрыться. Иван Алексеевич Бунин был, как известно, человеком резким, желчным, шантрапу не любившим. Того и гляди, перевернется в гробу да так стукнет костями, что учредителям его премии мало не покажется. Скажем, налоговая инспекция вдруг нагрянет с проверкой. А то ведь стыд не дым, глаза не ест.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи