Блеск и тени антиквариата

В ЦДХ открылся XIX Российский антикварный салон

 Вручение Анатолием Вилковым возвращенной иконы о.Михаилу

искусства

Игорь Шевелев

 

Раз в полгода ведущие антиквары обеих российских столиц оказываются в Центральном доме художника на Крымской, показывая все лучшее из испытанного временем искусства на потребу все новым его любителям, имеющим к тому же немалые деньги, чтобы, купив его, приобщиться к прекрасной старине.

 

Нынешний, XIX по счету салон решил сделать акцент на стиле рококо XYIII века, показав всю эту золоченую резьбу туалетных столиков, кресел, безделушек, настенных панно. Показ должен был относиться к так называемым некоммерческим проектам, рассчитанным на чистую усладу публики. Поскольку предполагаемые к показу экспонаты находятся в музейных фондах, то разрешение должно было дать Федеральное агентство по культуре и кинематографии, которое разрешения не дало. В итоге, почти все, что выставляется на салоне, там же и продается. Безделушек, мебели, картин, драгоценностей, скульптур, книг, икон и так через край, - смотри, оценивай, атрибутируй, бери, покупай.

Поскольку нынешнему антикварному салону содействует Росохранкультура, следящая за процессом движения культурного наследия, то она гарантирует, что у всех участников салона есть документы на право продажи антиквариата, что, впрочем, не гарантирует верной атрибуции ими предметов старины, а также правильно оформленных документов на их покупку. Более того, заместитель главы Росохранкультуры Анатолий Вилков на пресс-конференции раскрыл некоторые махинации, связанные с антикварным бизнесом. Он поведал, что некоторые зарубежные галереи ввозят в страну старинные гобелены XYI-XYII, декларируя их на таможне как ковровые покрытия для пола, а здесь продавая уже как гобелены за десятки и сотни тысяч евро. Или ввозят в Россию картины второстепенных европейских художников XIX века, купленные за 10-20 тысяч долларов, а здесь «творчески дорабатывая», выдают затем за произведения второстепенных же российских художников, но которые по нынешним ценам уходят уже в несколько раз дороже. Не говоря о торговле откровенно краденым, вроде обнаруженной пару месяцев назад в лондонской галерее Темпл редкой иконы, похищенной десять лет назад из храма в Устюжне и благородно возвращенной новым владельцем в нашу страну. Тут же в качестве жеста доброй воли немецкой семьи Бём, глава которой в конце войны вывез другую уже икону из России, та была публично передана о. Михаилу из церкви Рождества Христова подмосковного сельца Беседы.

Ну, вот. Сам же салон, буквально набитый замечательными произведениями искусства из более чем двухсот антикварных фирм, магазинов, частных коллекций, производит, конечно, большее впечатление. Думаю, что и недавнему международному салону в Манеже он не уступит по богатству всего, что на нем представлено. Достаточно перечислить то, на что экспертный совет предложил обратить особое внимание, - Кандинский, Гончарова, Пьетро Ротари, Лансере, Ян Ван Равенстайн, Серов, Репин, Айвазовский, Бенуа, Левитан, Кузнецов, индийский божок Ганеша XI века, православная Богоматерь Умиление конца XY века и так далее, и так далее.

Как правило, за десять дней работы салона его посещает не менее сорока тысяч человек. В этот раз им наверняка и посмотреть будет на что, и будет к чему прицениться.

Первая | Генеральный каталог | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы | Хронограф | Портреты, беседы, монологи | Путешествия | Статьи